Прежде всего, к людям с инвалидностью лучше относиться так же, как и ко всем остальным сотрудникам. Не пытаться специально выделить их среди других, не бояться делать им замечания, связанные с работой.
Не стоит говорить о сотрудниках так, будто они чем-то больны. Если вы скажете о человеке, что он «страдает ДЦП» или «прикован к коляске», это будет одновременно и невежливо, и просто неправильно. Инвалидность — не болезнь и не страдание. У всех сотрудников есть свои качества и особенности, и это — всего лишь одна из них.
Не нужно говорить об инвалидности как о чём-то, что характеризует человека. Если вы называете сотрудника «эпилептиком» или «аутистом», во-первых, это попросту некрасиво. Во-вторых, это звучит так, словно вы считаете инвалидность его основным качеством. Также лучше воздержаться от слов вроде «слепой», «глухой», «даун» — многие привыкли использовать их в повседневной речи как оскорбления. Они звучат грубо и неуважительно.
Главное — если вы не знаете, как правильно выразиться или как себя вести, лучше спросите об этом самого сотрудника. Скорее всего, он отнесётся к этому с пониманием, и будет рад, что вы заботитесь о его комфорте.
С глухими сотрудниками можно общаться с помощью:
- чтения речи с губ
Для этого необходимо четко и медленно проговаривать слова, важна хорошая артикуляция. Подходит для передачи простых предложений, указаний.
- письма
Если необходимо передать точную, важную информацию, ознакомиться с инструкцией, документами, то это приоритетный способ. Достаточно блокнота, карандаша или ручки. Но это надежный способ общения. Записка представляет собой «документ», и недоразумения из-за непонимания здесь случаются редко.
- жестового языка
В случае хорошего знания жестового языка глухих или наличия сурдопереводчика этот способ применим в большинстве случаев. Но надо помнить, что интерпретация терминов может быть неточной. Для точности лучше использовать письмо.
- мессенджеров
Вместо звонков по телефону для связи можно использовать различные текстовые мессенджеры такие как Ватсап, Вайбер, СМС.
- приложений распознавания речи
Сравнительно недавно появились приложения в смартфонах, которые распознают речь и переводят в текст, такие как Google Расшифровка. Подходят для передачи простой информации, грамотных глухих, которые могут понять контекст.
Когда глухой работает в коллективе слышащих, более половины информации он получает в письменном виде. Если у глухого устная речь недостаточно развита, он предпочитает отвечать на обращенные к нему вопросы тоже письменно.