Хомо сурдо-муэт?

За трудами профессора сурдопедагогики Г. Зайцевой с переменным интересом слежу с 89-го года, с того жаркого июльского дня в Галлодете, когда увидел ее в обществе незабвенного режиссера ТМЖ А. Мекке и неожиданно для себя озвучил посвященный ей экспромт:

Профессор курит сигарету,
Но криминала в этом нету.

Нет криминала и в пространном интервью с нею, опубликованном в мартовском номере журнала, в котором Галина Лазаревна с соответствующим званию и положению в научном мире пафосом ратует за ее метод обучения глухих детей.

Всякий из родителей, кого коварная судьба наградила ребенком без слуховой функции, стоит перед проблемой самостоятельно выбрать методику воспитания отпрыска: желаете - растите его по старой, доставшейся нам еще со времен француза Флери и развитой кланом немцев Pay, апробированной поколениями. От нее сохранились письма и даже стихи, они свидетельствуют о впечатляющем уровне грамотности выпускников Арнольдо-Третьяковского училища.

Хотите - воспитывайте дитя по системе Э. Леонгард, тоже довольно эффектной и эффективной. Большинство последователей ее учения «вывели в свет» полноценных граждан, общающихся на равных и с «говорящими», и с себе подобными. А если вас и такой вариант не устраивает - воспользуйтесь методой, которую исповедует уважаемая Галина Лазаревна.

В чем ее суть? Не будучи специалистом, не буду разбирать по косточкам и раскладывать по полочкам, остановлюсь на очевидном.

Если последователи Флери и адепты школы Леонгард делают упор на развитие у глухого ребенка устной речи, запрещая до определенного возраста жестовый язык, госпожа Зайцева основным языком для малыша считает именно жестовый, которому следует учить его прямо с пеленок: он для младенца, по ее мнению, родной, естественный...
Вполне возможно, я утрирую методику уважаемого доктора сурдопедагогики, однако здравый смысл по прочтении ее интервью все сводит к следующему:

а) Если рожденного глухим или потерявшего слух в раннем детстве не учить звуковой речи, атрофируются голосовые связки, а если атрофируются голосовые связки - человек никогда не сможет потом издавать членораздельные звуки;
б) Неспособный издавать членораздельные звуки человек никогда не сможет овладеть членораздельной речью;
в) Не владеющий родной звуковой речью индивид никогда не освоит грамматику родного языка.

Если принять методу профессора Зайцевой, то в нашем Обществе в скором будущем появится новый вид человека - Homo sourdo-moit, человек глухонемой. Выражающий свои мысли, как известный по публикациям А.Б. Славиной Вовочка: «Я ты любовь гроб».

Глухонемыми нас звали, причем официально, вплоть до середины минувшего века. Даже тогда, когда отдельные представители нашего анклава - художники, актеры, ученые -такие как художник и меценат И. Арнольд, академик Императорской академии Е. Столица, основоположник космонавтики Э. Циолковский, главный медик Советской Армии Н. Бурденко, великий актер А. Остужев, более близкие и понятные для сегодняшнего поколения ученый и стихотворец Б. Комашинский, ракетчик А. Галченко, президент ВОГ В. Смальцер (каждый может пополнять список до бесконечности) - ничем не отличались и не отличаются по уровню дарования от так называемых слышащих. И все они, за исключением тех, что не оставили о себе свидетельств, владеют вполне сносной и членораздельной речью.
А госпожа Зайцева, следуя поветрию, дующему, скажем, из Швеции и США, ряда других «продвинутых» стран, где отдельные особи желают сами именоваться глухонемыми и детей заводить тоже глухонемых, пытается внедрить их систему обучения и воспитания и у нас в России. То есть вернуть общество ко временам художника К. Гампельна, жившего в первой половине XIX века и подписывавшего свои графические работы именно так: «Sourdo-moit» (N.B. Раз этот рисовальщик, живший в России и учившийся за границей, владел и французским языком, то вполне можно допустить, что он неплохо изъяснялся и на русском устном...)

Не знаю, как госпожа Зайцева, но нормальные родители вряд ли согласятся на подобную перспективу своему чаду.

Иван ИСАЕВ,
член СП РФ,
слух утратил в 9 лет,
начинал учиться в сельской школе,
завершил в Томской и
Новосибирской
спецшколах.

ОТ РЕДАКЦИИ:
Наш журнал давно поддерживает то направление, в котором работает Эмилия Ивановна Леонгард: в первую очередь - слово (устное, письменное), ранняя диагностика слуха у детей, протезирование, слухоречевая работа с первых лет жизни, а уже потом - жестовая речь. Но тем не менее «ВЕС» всегда старался предоставить слово и представителям других взглядов, разных направлений в сурдопедагогике. Интервью с профессором Г.Л. Зайцевой - один из примеров. Публикуя отклик на него И.А. Исаева, мы не считаем, что Иван Александрович во всем прав (так же, как и Галина Лазаревна), и готовы предоставить слово желающим выступить по этой теме.

ВЕС № 5, 2001 г.

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь