Функция слуха
Орган слуха играет большую роль в жизни человека.
Ограниченный слух - это не просто снижение слуховой способности. Врожденный или приобретенный медико-биологический дефект органа чувств под названием «ухо», говоря другими словами, повреждение слухового органа обычно влечет за собой ограниченность слуха. В свою очередь, эта ограниченность, независимо от степени потери слуха, ведет к ухудшению жизни и затруднению социальных отношений.
Отдельные функции, осуществляемые слухом, взаимосвязаны, влияют друг на друга и даже частично друг друга обусловливают. То есть, с функциональной точки зрения они представляют собой единое целое. Рассматривая слух через призму многофункциональности, важно помнить, что даже незначительное ограничение каких-либо возможностей слухового восприятия, могут иметь серьезные социально-психические последствия для человека.
Функция информации. В первую очередь слух информирует нас обо всех изменениях в окружающей обстановке. В качестве основного фонового чувства он непрерывно контролирует все, что нас окружает, даже когда мы спим. Слух действует бессознательно, и мы не в состоянии его отключить.
Потеря слуха сильно ограничивает эту функцию. В сознании человека появляются серьезные «информационные пробелы». Он перестает замечать такие важные звуки, как шум автомобиля за спиной, шаги приближающегося человека, звук открываемой двери. Он не воспринимает объявления через вокзальный громкоговоритель, теряет доступ к информации, передаваемой по радио, не слышит звонок будильника, телефона и т.д.
Тревожная и предупреждающая функция.
Человек способен ограничивать поле акустического восприятия окружающей обстановки. Подобное сенсорное ограничение может быть как сознательным, так и бессознательным.
Если разговор проходит в шумной обстановке, то человек отстраняется от акустического фона, чтобы понимать высказывания собеседника. Это своеобразное «фокусирование внимания» происходит сознательно. В ходе этого процесса входящая акустическая информация оценивается по степени значения, которое она в этот момент имеет для данного индивидуума.
Ограниченная слуховая способность сильно затрудняет дифференцирующее, структурирующее и изолирующее свойства слуха, и часто делает этот процесс невозможным. Поэтому многие слабослышащие люди оказываются неспособными понимать речь в шумной обстановке.
Такая же сенсорная фильтрация может происходить бессознательно, при наличии определенных акустических раздражителей. Звонок телефона или дверной звонок, свисток чайника, сигнал будильника — все это раздражители, представляющие собой сигнал определенного качества и интенсивности. Человек реагирует согласно заученному образцу (условная реакция), выполняя, не задумываясь, необходимое действие. Невозможность восприятия этих сигналов значительно затрудняет жизнь слабослышащему человеку. Ему приходится переходить на дополнительную (оптическую) систему сигнализации.
Человеческий организм бессознательно реагирует на внезапные громкие звуки, такие, как выстрел, удар грома, автомобильный гудок и скрежет шин. Эти звуковые сигналы вызывают реакцию испуга, и человек либо инстинктивно убегает, либо готовится к обороне. Но из-за потери слуха человек воспринимает громкие звуки по-другому: они кажутся ему гораздо тише, а потому теряют характер тревожного сигнала. Поэтому человек перестает правильно реагировать в тревожных ситуациях, что влечет за собой прямую угрозу для жизни.
Функция активации. Ухо, как и другие органы чувств, отвечает за стимуляцию коры головного мозга. Внешние сигналы, поступающие в кору головного мозга, стимулируют мышление и память, ведут к возрастанию живости, бодрости и творческих способностей человека. Потеря слуха уменьшает количество слуховых раздражителей, а вместе с ним и число стимулирующих импульсов. Повышенная утомляемость слабослышащих людей, среди многих других причин, обуславливается еще и этим.
Функция ориентации. Мы ориентируемся в пространстве, используя не только зрение, но и слух. Умение с помощью слуха определять направление и удаленность источника звука играет для нас жизненно важную роль. Но, так как этот процесс осуществляется бессознательно, люди с нормальным слухом убеждены в том, что ориентируются исключительно по зрению. И лишь потеряв слух, они на собственном горьком опыте убеждаются, что это не так. Теперь им приходится долго перестраиваться на усиленную зрительную ориентацию.
Функция коммуникации. Речевое общение (коммуникация) людей практически полностью опирается на слух. Коммуникация построена на двух основных принципах: человек должен понимать и быть понятым. Однако общение плохослышащих людей с нормально слышащими часто связано с трудностями и непониманием, то есть, нарушено.
В начале речевого высказывания находится цель речи, или намерение отправителя. Свою цель он сознательно преобразует в речевые знаки, кодирует ее в слова и понятия. Для успешного понимания должно происходить преобразование кодированной речевой цели в сигналы устной речи. Если это образование сигналов у людей с нормальным слухом происходит быстро, бегло и чаще всего бессознательно, в виде автоматического моторного процесса, то люди с ограниченным слухом сталкиваются с серьезными проблемами, так как у них затруднено и восприятие речевых образцов, и слуховое восприятие собственной речи. Сравнение речевого образца с собственными речевыми сигналами без посторонней помощи для них затруднительно.
Приведем всего один пример: в ходе разговора человек слышит непрерывную последовательность устных звуков, которые нужно распознать и сложить из них осмысленную речь. Для человека с плохим слухом это крайне сложная задача, так как речевые знаки он воспринимает не полностью, и о том, что он не расслышал, он должен догадываться по контексту.
Социальная функция. Речь — это не просто обмен информацией. Она непременно должна включать в себя такие вещи, как слова приветствия, разговоры о погоде и даже бессодержательную болтовню. Все это служит одной цели: установить и поддержать социальный контакт.
Плохослышащему человеку трудно поддерживать непринужденную и приятную беседу. Во-первых, из-за отсутствия информации по актуальным темам, вызывающим общий интерес. Во-вторых, его артикуляция не всегда понятна для слышащего человека. В-третьих, поток речи собеседника течет очень быстро и сопровождается многочисленными нюансами.
Все эти трудности в равной мере утомляют и слышащего собеседника и нередко вызывают у него чувство отчуждения. Часто это кончается тем, что плохослышащий человек отчаивается и сдается.
Эмоциональная функция восприятия.
В речи, наряду с когнитивным элементом, всегда присутствует и эмоциональная информация (окраска), на основании которой и понимается сказанное. Так, звучащие в голосе собеседника забота и ободрение, либо сомнение и ирония участвуют в разговоре как «синхронные послания для восприятия» и они могут полностью изменить смысл сказанного. Если эмоциональная информация из-за плохого слуха не воспринимается, это может оказать пагубное влияние на социальное и эмоциональное развитие человека. Из-за дефицита восприятия глухому человеку трудно развить в себе умение ощущать чувства других людей. Поэтому ему так же трудно проявлять внимание к чужим интересам.Но это еще не все. Как мы уже говорили, потеря слуха — это гораздо больше, чем просто ухудшение слуховой способности. Внезапно наступившая тугоухость или глухота становится причиной глубоких душевных переживаний. Шок, смятение, отчаяние, безнадежность, беспомощность, жизненный кризис — такими словами описывают пациенты свои ощущения.
Влияние потери слуха на человека
Плохослышащие люди часто жалуются на вегетативные нарушения: метеозависимость, головные боли, нарушения сна и боли в сердце. Все это типичные индикаторы стресса, которые очень опасны. Более того, у поздно оглохших людей, по сравнению с рано оглохшими, эти признаки выражены гораздо сильнее.
Тугоухость или глухота, наступившая в зрелом возрасте, часто воспринимается как «пинок по биографии». Человек не только теряет привычную уверенность в поведении, ему приходится отказаться от многих жизненных устремлений и планов на будущее.
Плохослышащие люди подвергаются повышенной нагрузке из-за того, что им приходится прикладывать больше усилий для обычной ориентации в окружающем мире.
При всех преимуществах, которые влечет за собой невидимость потери слуха, это явление имеет и отрицательную сторону. Если при разговоре возникают проблемы непонимания, слышащий человек чаще всего реагирует на них нетерпеливо и сердито. И объясняет для себя «странности» в поведении собеседника умственной ограниченностью, не догадываясь о тугоухости. А так как недоразумения, вызываемые плохим слухом, часто бывают смешными, то такой человек становится еще и мишенью для шуток.
Плохослышащие люди попадают в социальные конфликты гораздо чаще, чем хотелось бы. При этом основные проблемы связаны с душевными муками или с конфликтами на работе.
Наиболее частой причиной конфликтов являются душевные муки, что еще раз свидетельствует о глубоких переживаниях, вызванных внезапной потерей слуха. Поздно оглохшие люди в десять раз чаще пытаются покончить с собой (по сравнению со среднестатистическим показателем).
Конфликты на рабочем месте чаще всего случаются из-за недостаточно внимательного отношения коллег, а также мнимого пренебрежения при повышении по службе. Плохослышащие люди часто подозревают, что сотрудники втихомолку подсмеиваются над их ограниченностью.
Суммируя все сказанное, можно сделать следующее заключение:
Человек, имеющий нарушенный слух, страдает не только потому, что он слышит плохо, или вообще не может слышать. В первую очередь он страдает от нарушения физического, психического и социального равновесия, сопровождающегося вегетативными симптомами, душевными переживаниями и социально-психологическими конфликтами.
По материалам книги «Психология и социология
людей с ограниченным слухом» Йоханнеса Эйтнера
Статья нашему сайту любезно предоставлена компанией «Исток-Аудио»