Литература по проблемам сурдопедагогики
Литература по проблемам сурдопедагогики, разработанная в лаборатории педагогической коррекции нарушенной слуховой функции
1. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕННОЙ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ: Методическое пособие. Сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. - М., Издательство "Полиграф сервис", 2001.
В пособии представлена модель аудиологического обследования, направленного на выявление детей первого года жизни с нарушенным слухом. Авторы знакомят с педагогическими методами работы с неслышащими детьми младенческого возраста. В книге убедительно показано, что раннее выявление снижения слуха и своевременное начало коррекционной работы являются важнейшим условием реабилитации ребенка с нарушенным слухом. В пособии представлено подробное описание содержания занятий с неслышащими младенцами: от 0-3 месяцев, 4-6 месяцев, 6-12 месяцев.
Пособие адресовано врачам-сурдологам, отоларингологам, неонатологам и педиатрам, учителям-дефектологам сурдокабинетов МЗ РФ и групп кратковременного пребывания специальных дошкольных учреждений. Оно также может быть полезно родителям детей с нарушенным слухом и студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.
2. Миронова Э.В. ОБУЧЕНИЕ ВНЕЗАПНО ОГЛОХШИХ (ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ) ВОСПРИЯТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ. Учебно-методическое пособие. - М., Институт учебника "Пайдейя", 2000. - 304 с., ил.
Пособие адресуется будущим сурдопедагогам - студентам дефектологических факультетов; учителям и воспитателям специальных дошкольных и школьных учреждений I и II вида; педагогам сурдологических кабинетов; взрослым людям, потерявшим слух в подростковом, юношеском, зрелом возрасте, их родственникам и сослуживцам, а также родителям оглохших детей.
Пособие может оказаться полезным студентам специальных, дошкольных, начальных, психологических факультетов педагогических вузов, студентам медицинских вузов, а также учителям массовых школ и воспитателям массовых детских садов, имеющим в своих учреждениях внезапно оглохших детей.
Можно надеяться, что пособие окажется столь же нужным для аналогичных адресатов не только в Москве, но и в пределах РФ.
3. НЕ ГОВОРИ РЕБЕНКУ ТЫ ПЛОХОЙ (по опубликованным и неопубликованным работам Б.Д. Корсунской и воспоминаниям о ней). Кн. для педагогов и родителей. - М., "Классикс Стиль", 2003. - 96 с.
Эта книга приоткрывает читателю творческую лабораторию ученого, создавшего систему обучения и воспитания неслышащего ребенка дошкольного возраста. Задачи воспитания и развития личности ребенка в трудах Б.Д.Корсунской занимают место не менее важное, чем проблемы обучения. Уникальность и новизна материалов, представленных в этой книге, заключается в том, что она не только раскрывает принципы воспитания ребенка, но способствует формированию самой личности педагога - воспитанию Воспитателя. Именно эта научная позиция делает педагогическую систему Б.Д.Корсунской такой значительной и жизненно важной в наши дни. Книга рассчитана на педагогов и родителей; ее с интересом прочтут будущие педагоги.
4. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. ЕСЛИ МАЛЫШ НЕ СЛЫШИТ..., - 2-е изд. - Москва, "Просвещение", 2003. - 204 с.
В пособии в доступной форме рассказывается о методах диагностики состояния слуха детей первых трех лет жизни, о комплексе современных лечебно-педагогических мероприятий, направленных на общее и речевое развитие детей раннего возраста с нарушенным слухом.
Пособие написано для педагогов, воспитателей и родителей детей с недостатками слуха. Может быть полезно студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.
5. Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ // МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ.
В пособии рассматриваются система формирования устной речи глухих и слабослышащих дошкольников, содержание, методика и организация работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению). - Москва, Гуманит. изд. центр "Владос", 2003 - 224с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
Подробно излагается методика развития неречевого и речевого слуха от начального этапа работы до конца дошкольного периода обучения, особенности ее проведения с глухими и слабослышащими детьми. Описана методика работы над произношением в первоначальный период (первые 1,5-2 года), когда обучение осуществляется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе при широком использовании речевой ритмики. Подробно изложены содержание и методика работы над произносительной стороной речи в основной период обучения: работа над голосом и речевым дыханием, звуками и их сочетаниями, словом и фразой, работа с плохо говорящими детьми.
Пособие адресовано сурдопедагогам, работающим в специальных дошкольных учреждениях (группах) и в сурдологических кабинетах МЗ РФ. Оно будет полезно студентам дефектологических факультетов и родителям детей с нарушенным слухом.
6. Н.Д. Шматко, О.О. Новикова. РЕЧЕВАЯ РИТМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ. ЗАНЯТИЯ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ. Методическое пособие для педагогов и родителей. - Москва, "Советский спорт". 2003. - 68 с.
Пособие адресовано учителям-дефектологам, родителям, а также студентам дефектологических факультетов педвузов и педучилищ. В книге раскрываются методика и содержание работы над ритмико-интонационной и фонетической сторонами устной речи с использованием речевой ритмики в первоначальный период обучения. К пособию прилагается дидактический материал: заламинированные предметные и сюжетные картинки - 81 шт. и таблички - 105 шт.
7. Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. УСТНОЕ СЛОВО. Методическое пособие по развитию устной речи и обучению грамоте детей с нарушенным слухом. - М., "Советский спорт", 2004. - 120 с.: ил. - (Золотые страницы сурдопедагогики).
Методическое пособие предназначено для работы по развитию устной речи и обучению грамоте глухих и слабослышащих детей, начиная с 3-4-х лет.
В пособии отражены требования к устной речи (словарь, фразеология, грамматические формы, произношение) и к навыкам чтения; оно содержит также задания, направленные на то, чтобы научить детей воспроизводить графические образы слов и фраз путем составления их из разрезной азбуки и письма печатными буквами.
Пособие может быть использовано педагогами, методистами, а также родителями для занятий дома.
8. ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПОДОЗРЕНИЕМ НА СНИЖЕНИЕ СЛУХА. МЛАДЕНЧЕСКИЙ, РАННИЙ, ДОШКОЛЬНЫЙ И ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: Методическое пособие. Под ред. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. - 2-е изд. - М., Издательство "Экзамен", 2004. - 96 с. (Серия "Ранняя помощь").
В методическом пособии представлено описание методик обследования слуха, не требующих сложного аппаратурного оснащения и доступных детским поликлиникам, реабилитационным центрам и образовательным учреждениям: поведенческий скрининг (с помощью звукореактотеста и методом "гороховых проб"), обследование слуха звучащими игрушками и речью.
9. "Цели, содержание, методы и формы организации коррекционной помощи детям с нарушенным слухом первых трех лет жизни" (CD). Авторы-составители Н.Д.Шматко, Т.К.Королевская, О.И.Кукушкина, 2003.
На диске собран и систематизирован материал последних лет, посвященный диагностике и коррекции нарушенной слуховой функции у детей первых трех лет жизни. Представлена характеристика детей с нарушенным слухом и системы оказания им коррекционной помощи через учреждения образования и здравоохранения. Раскрыта значимость ранней (с первого месяца жизни) педагогической помощи неслышащим малышам, приведены высказывания "ранних" детей и их родителей о пройденном ими пути и его результатах.
Подробно описаны методы обследования слуха детей раннего возраста, не требующие аппаратурного оснащения и доступные детским поликлиникам, педагогам, родителям, а также методы объективного исследования слуховой функции, проводящиеся в сурдологопедических кабинетах. Предложена компьютерная программа, позволяющая выявлять детей с подозрением на снижение слуха.
Наиболее подробно изложено содержание коррекционных занятий с детьми на первом году жизни: 0-3 мес., 4-6 мес., 7-12 мес.; на втором-третьем году жизни: развитие движений, познавательное развитие, изобразительная деятельность, музыкальное воспитание, развитие речи и слуха, формирование произношения. Раскрыты особенности работы с ребенком в том случае, если педагогическое воздействие начинается с первых месяцев жизни, и если занятия проводятся лишь с 1,5-2-х лет.
В разделе "От эксперимента к широкому внедрению" представлены результаты научно-исследовательской и методической работы сотрудников ИКП РАО за последние годы по проблемам: комплексное психолого-педагогическое обследование неслышащего малыша, совершенствование системы специального образования, интегрированное (совместное) воспитание и обучение детей с нормальным и нарушенным слухом, имплантация, использование компьютерных технологий в коррекционном обучении.
В разделе "Полезная информация" собраны нормативные документы, регламентирующие деятельность специальных дошкольных учреждений и сурдопедагогов сурдологопедических кабинетов, литература по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста с нарушенным слухом, адреса сурдокабинетов страны и электронный альманах ИКП РАО (1-6 номеров, посвященные раннему выявлению и медико-психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии детей).
Диск адресован врачам - педиатрам, оториноларингологам, сурдологам, учителям-дефектологам, сотрудникам центров ранней помощи детям с отклонениями в развитии, родителям.
10. ВИДЕОФИЛЬМ «БЕССОННИЦА» (о Б.Д. Корсунской). Научно-популярный фильм рассказывает о творческой судьбе выдающегося отечественного сурдопедагога Б.Д. Корсунской, а через нее – о становлении и развитии системы дошкольного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом.
Фильм убеждает зрителя в безграничных возможностях развития глухих и слабослышащих детей, раскрывает сложные проблемы, стоящие перед сурдопедагогикой как наукой.
Фильм адресован в первую очередь студентам дефектологических факультетов и родителям детей с нарушенным слухом, а также учителям-дефектологам, психологам, организаторам образования.
11. ВИДЕОФИЛЬМ «РЕЧЕВАЯ РИТМИКА». Цель фильма – обучить учителей-дефектологов и родителей использованию речевой ритмики для формирования внятной, естественной, интонированной речи глухих и слабослышащих дошкольников. В нем на конкретных примерах раскрывается содержание и методика работы над различными сторонами произношения, показано, как постепенно усложняются требования, предъявляемые к детям. Каждое упражнение повторяется многократно, чтобы педагог и родители могли им овладеть.
Упражнения, которые выполняют дети, фрагменты фронтальных занятий в ясельной, средней и подготовительной группах убеждают зрителя в действенности данного методического приема.
Фильм адресован учителям-дефектологам, работающим в специальных дошкольных и школьных учреждениях, в сурдологических кабинетах МЗ РФ, родителям. Он может быть широко использован при обучении студентов дефектологических факультетов.
12. ВИДЕОФИЛЬМ «ЗАНЯТИЯ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ». В фильме показано педагогическое обследование слуха детей первого года жизни, а также содержание занятий с неслышащими младенцами. Демонстрируются фрагменты педагогических занятий с детьми в процессе консультации по поводу подозрения на снижение слуха.
Специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии, разработанные сотрудниками лаборатории компьютерных технологий обучения детей
Мир за твоим окном
Программа состоит из пяти разделов: «Четыре времени года», «Погода», «Одеваемся по погоде», «Рассказы о временах года», «Календарь». Она адресована тем детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, кому трудно анализировать, систематизировать, обобщать представления и впечатления об окружающем мире, описывать их в речи, вступать в диалог, понимать смысл прочитанного, пользоваться календарем. Программа может быть эффективно использована специалистами и родителями для выявления и преодоления проблем в развитии мыслительных операций, коммуникативной и знаковой деятельности, способности систематизировать и обобщать свой жизненный опыт, понимать текст.
Системные требования: MS DOS 3.3. / Windows 95-98, PC 486, 1 Mb ОЗУ, 8 Mb
Состав числа, версия 3.0.
Мультимедийная программа может быть эффективно использована специалистами и родителями в процессе формирования базовых математических представлений у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Программа помогает ребенку освоить умение представлять любое число в виде суммы двух слагаемых всеми возможными способами, которое определяет успешность дальнейшего освоения вычислений с переходом через десяток. Программа позволяет взрослому оперативно выявлять уровень сформированности данного умения ребенка и «зону ближайшего развития», подбирать соответствующий ей тип упражнений, необходимый каждому ребенку способ инструктирования и поощрения, предоставить возможность осваивать необходимые умения в индивидуальном темпе, своевременно получать необходимую содержательную помощь на любом этапе освоения темы.
Системные требования: Windows 95-98, Pentium, 32 Mb ОЗУ, 10 Mb
Состав слова
Программа представляет собой набор кроссвордов, в которых использованы слова-названия 12 тематических групп: овощи, фрукты, мебель, обувь, посуда, школа и др. Может использоваться специалистами и родителями для уточнения буквенного состава слов, относящихся к данным тематическим группам, закрепления значений обобщающих понятий. Многоуровневая система помощи в процессе решения кроссвордов открывает возможность использования программы в процессе обучения детей с различными отклонениями в развитии.
Системные требования: MS DOS 3.3. / Windows 95-98, PC 486, 1 Mb ОЗУ, 4 Mb
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В СРЕДЕ «LOGO»
Программа адресована детям младшего и среднего школьного возраста. Программа поможет им учиться устанавливать связи между словом и действием, словом и образом. Она моделирует использование речи в ее важнейших функциях: как побуждение к действию и как средство описания уже произошедшего действия или наглядного образа.
Системные требования: MS DOS 3.3. / Windows 95-98, PC 486, 1 Mb ОЗУ, 1 Mb
Начата разработка цикла компьютерных программ «Картина мира», направленных на обновление содержания обучения в области «Окружающий мир». Программы этого цикла направлены на формирование понимания ребенком окружающего мира как неотъемлемого, постоянно и закономерно меняющегося контекста его жизни.
Первая программа цикла «Лента времени» может использоваться специалистами и родителями для развития умения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста соотносить образные картины окружающего мира (фотографии) с временами года; обогащения опыта впечатлений, наблюдений и действий, накопленного ребенком на протяжении всего предшествующего периода его жизни. Материал для выполнения упражнений можно менять: включать в программу наборы фотографий, отражающие события жизни любого ребенка на протяжении календарного года или картины природы того региона, где проживает ребенок.
Вторая программа цикла «В городском дворе» может использоваться специалистами и родителями для формирования у детей школьного возраста картины мира, основанной на понимании его целостности, закономерной изменчивости, неразрывной связи человека с окружающим его миром, вне которого он не может существовать. Она состоит из четырех частей: «Калейдоскоп», «Размышляем», «Моделируем», «Читаем и додумываем».
Стратегия обучения такова: новые знания о мире формируются на основе углубления понимания хорошо знакомых событий и явлений, происходящих на протяжении года в одном и том же городском дворе. Программа позволяет ребенку моделировать картины жизни городского двора, экспериментировать с состоянием погоды, растительного мира, занятиями и одеждой детей на улице, моделировать их соотношения, воспроизводить изменения картин жизни городского двора на протяжении разных сезонов года. Задания способствуют преодолению однозначности, ограниченности и стереотипности представлений детей о мире. У них целенаправленно формируется умение размышлять, анализировать, что может и что не может произойти на протяжении каждого сезона года, что случается всегда, иногда, часто, редко. Последняя часть программы направлена на обучение детей умению опираться на свои представления о мире в процессе чтения текстов, додумывать то, что подразумевается автором и воссоздавать контекст происходящих событий. Выполняя упражнения этой части, дети прочтут десятки текстов и создадут множество иллюстраций к ним.
Системные требования: Windows 95-98, Pentium III, 32 Mb RAM
Текстовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей (помощь в трудных случаях). Методическое пособие. О.И. Кукушкина. – 2-е изд. – М., Издательство «Советский спорт», 2004.
Методическое пособие адресовано педагогам начальных классов, преподавателям русского языка и литературы. В пособии описывается своеобразие письменной формы речи, продуктивные способы ее развития у детей, достоинства и недостатки традиционных средств обучения, преимущества нового создания и редактирования текстов – программы «Word», ее роль в развитии письменной речи детей. Подробно описан подход и методика обучения младших школьников «текстовому редактору» на уроках языкового цикла, возможность дальнейшего использования сформированного умения детей для переноса акцента в работе над письменной речью с процесса написания и переписывания текста на осмысленное редактирование собственной речи. В приложении в электронном виде содержится набор заданий, разработанный в рамках изложенного в книге подхода.
Информационные технологии в обучении произношению. Методическое пособие. Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, Ю.Б. Зеленская. – М., Издательство «Полиграф-сервис», 2003.
Дневник событий жизни ребенка (для родителей и педагогов по развитию устной речи ребенка). 2-е издание. Методическое пособие. О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская. – М., Издательство «Экзамен», 2004.
По вопросу приобретения перечисленной литературы и развивающих игр можно обратиться к Шматко Наталье Дмитриевне, Николаевой Татьяне Вячеславовне по тел. (495) 246-59-55, 246-89-85, Королевской Татьяне Касьяновне по тел. (495) 245-09-29.