Прорыв в страну тишины: как юрист из Брянщины стала голосом для тысяч неслышащих белорусов
Лидия Соколовская — одна из старейшин среди руководителей областных организаций общественного объединения «Белорусское общество глухих», уже 37 лет она бессменный председатель правления Витебской областной организации ОО «БелОГ».
Начало
При встрече поинтересовалась у Лидии Ивановны, помнит ли она свое назначение.
— Как вы думаете, почему выбор пал именно на вас?
— Мне было тогда 28 лет! Работала на предприятии, на котором трудились в основном неслышащие люди. Сегодня оно называется УП «Галант» ОО «БелОГ». Была комплектовщицей, ничем особо, как мне казалось, не выделялась, разве что повышенной ответственностью! — улыбается собеседница. — Когда меня избрали на пост председателя правления областной организации инвалидов по слуху, мы долгое время не имели своего постоянного помещения, пока в 2001 году не переехали в общежитие «Галанта», на улицу Жесткова, 24. И вот, считайте, четверть века здесь наш штаб.
— Лидия Ивановна, а как вообще судьба привела вас в Витебск?
— Я сама родом из России, с Брянщины. Жили мы в деревне, семья у нас была большая — восемь детей, я родилась шестой по счету. Проблемы со слухом у меня начались в детстве, в пятилетнем возрасте — переболела гриппом, что дало осложнение на уши. Учиться пошла в Новозыбковскую школу-интернат для детей с нарушением слуха, это на границе с Гомельской областью. Помню, когда разговор заходил про соседнюю республику, то все почему-то с придыханием говорили: «О, Белоруссия...» И я, представляя в мечтах эту чудесную страну, тогда еще знать не могла, что свяжу с ней всю свою жизнь, что она станет моим родным домом, причалом, а я с гордостью буду называть себя витебчанкой.
Судьба
В Беларуси Лидия оказалась в 1984 году. Но прежде, после окончания спецшколы, поехала в Ленинград и поступила в восстановительный центр Всероссийского общества глухих, окончила здесь полный курс обучения по программе среднего образования, а также получила среднее специальное — по специальности «юрист». Для себя рассудительная девушка решила, что с ее особенностями здоровья именно эта профессия поможет утвердиться в жизни и всегда даст надежный кусок хлеба. Да и вообще, знание законов открывает все двери в гражданском обществе.
Сегодня практически вся звуковая информация дублируется визуально. Это стало одним из важнейших прорывов в системе создания доступной среды для людей с проблемами слуха.
Забегая вперед, нужно сказать, что Лидия Ивановна действительно не раз благодарила судьбу за правильно выбранные науки, потому что юридическое образование помогало не только лично ей строить жизнь, но и многим окружающим людям, инвалидам, которые к ней обращались по разным вопросам.
— Это сейчас уже нормой жизни стало то, о чем раньше глухие люди могли только мечтать: электронные табло и бегущая строка на вокзалах, в общественном транспорте, — рассуждает Лидия Ивановна. — Сегодня появилась возможность приобретать цифровые слуховые аппараты, широко пользоваться интернет-ресурсами через доступную видеосвязь, установленные приложения, чтобы получить любую информацию, решить жизненные вопросы. Помочь в магазине, аптеке, банке, поликлинике или просто на улице неслышащему человеку тоже стало нормой. И даже самой не верится сегодня, что мы все пережили. Организацию я возглавила в начале 1990-х годов — самое трудное, страшное время: распад Советского Союза, нестабильность во всем, магазины пустые, куда ни кинься — очереди, талоны, купоны... А каково было людям с инвалидностью? Глухие люди особенно ощущали свою беспомощность, растерянность, им всё нужно было разъяснить, помочь. Хотя, должна отметить, и тогда государственные органы, органы социальной защиты очень помогали глухим людям.
В Витебске, на предприятии, встретила девушка и свою судьбу.
— На этом участке, кроме меня и еще одной коллеги-женщины, работали мужчины, и я практически выполняла работу за мастера, — вспоминает Лидия Ивановна. — На предприятии в то время выпускали запчасти для радиоаппаратуры, а на моем участке — кабельную продукцию, собирали в трубки провода разной длины и величины. И так бывало, что порой мне, например, не давались большие габариты этих трубок, не хватало силенок связывать! Однажды на помощь пришел парень, работающий рядом. Раз, другой пожалел. А потом я поняла, что это и есть мой человек. Не только потому, что нас объединяет жестовый язык, — просто мы созданы друг для друга. И вот с Сергеем Егоровичем уже отметили рубиновую свадьбу — вместе 40 лет! У нас замечательная дочь Анастасия, которая подарила нам внука Кирилла, ему сейчас 15 лет. Так что мы с мужем и счастливые супруги, и родители, и бабушка с дедушкой.
В мире, где нет звуков
Глухой человек живет в вакууме, вне мира звуков. Ему не знакомы пение птиц, привычные нам музыка, смех. Он и мыслит по-другому в силу проблем глухоты, все читает глазами. В жестовом языке нет окончаний, интонаций, в общении более играет роль мимика. Мы восхищаемся жестовым пением людей, но если он совершенно глухой, то песню он не исполнит. Петь могут только хотя бы слабослышащие. Но глухой человек может танцевать, потому что хорошим проводником для него служит вибрация пола и пример танцующего впереди. Среди инвалидов по слуху есть талантливые, артистичные люди, спортсмены — по волейболу, легкой атлетике, мини-футболу, плаванию, дартсу, шашкам, шахматам.
— Да, еще встречаются случаи, когда отдельные люди в каких-то службах, организациях, учреждениях пытаются работать по старинке: знаете, бытует мнение, что с глухим человеком можно общаться... по бумажке. Нет, уже другое время, и человек с инвалидностью по слуху — тоже другой! — подчеркивает Лидия Соколовская
Прорывом в страну тишины стало открытие 1 октября 2019 года Центра приема-передачи информации от лиц с нарушением слуха в экстренные и иные службы на базе Витебской областной организации Белорусского общества глухих по улице Жесткова, 24.
— На самом деле, это буквально перевернуло жизнь многих людей! За что мы благодарны государственным органам, ведь этот проект осуществлен в рамках госзаказа. Заказчиком стала администрация Октябрьского района Витебска, помощь оказал комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома, — говорит Лидия Соколовская.
За первый год работы в центр поступило без малого 2,5 тысячи обращений о помощи от инвалидов по слуху, за 2024 год было обработано 6933 обращения и без малого 7 тысяч — в 2025-м. Центр работает круглосуточно, без выходных и праздничных дней, сообщения от лиц и инвалидов с нарушением слуха принимают четыре переводчика жестового языка.
— Сегодня в регистратуре практически каждой витебской поликлиники и в поликлиниках Орши и Полоцка есть специальный планшет, с помощью которого общаются медицинский работник и пришедший записаться на прием к врачу неслышащий пациент, — рассказывает Лидия Соколовская. — Планшет подключают к Центру приема-передачи информации, направляют на глухого человека, который на жестовом языке объясняет переводчику свою проблему, и ее озвучивают регистратору. С планшетом медицинский работник должен сопроводить глухого человека в соответствующий кабинет, а если приемов будет несколько, то медсестра или врач с этим планшетом проследуют к следующему специалисту. Есть еще и немало проблем. Иногда в сумятице, при таких огромных потоках посетителей в медучреждениях, планшет то забудут зарядить, то оставят в каком-то кабинете и не вернут в регистратуру... То есть внимание к человеку еще оставляет желать лучшего. А в планах улучшения качества жизни инвалидов по слуху на ближайшее будущее — планшеты в детских поликлиниках и новой поликлинике района Билево.
Проекты будущего
В разработках областной организации и культурные проекты.
— Мы начали это с Музеем Марка Шагала, чтобы инвалид по слуху мог посещать это культурное учреждение и не зависел от переводчика жестового языка, — делится Лидия Соколовская. — Для этого хотя бы не на всех, но на основных экспонатах хотим создать специальные QR-коды. Это важно и для туристов. Планируем такую же техническую процедуру провести в Витебском областном краеведческом музее, а также в музеях Орши и Полоцка.
Мы все должны понимать, что жизнь человека в мире тотальной тишины — особая. И это очень хорошо знает председатель общества, хотя сама Лидия Ивановна частично слышит и может общаться как на языке жестов, так и с собеседником в неспешном разговоре без переводчика.
— Если я скажу, что жестовый язык несложный и каждый практически быстро его может выучить, то я вам совру, — признается она. — Это полноценный язык, требующий изучения, как и любой иностранный. В настоящее время наша организация совместно с ТЦСОНом Октябрьского района работает над проектом по созданию видеоролика «Изучим язык жестов».
В 2000 году объединились в одну Верхнедвинская школа-интернат для глухих детей и Витебская общеобразовательная специальная школа-интернат для детей с нарушением слуха. С каждым годом таких деток становится меньше, и сейчас в Витебске их обучается порядка 80-ти. В редких случаях, когда ребенок частично слышит и у него хорошая разговорная речь, родители определяют его в обычную школу.
Лидия Соколовская лично бывает в школе-интернате по улице Шмырёва, рассказывает учащимся о профориентации, знакомит с предприятиями, организовывает экскурсии. К слову, на предприятиях области различных форм собственности работают 542 инвалида по слуху.
А вот численность областной общественной организации за годы руководства Лидии Соколовской уменьшилась вдвое — в ее рядах сегодня состоят около 900 человек. И это говорит в том числе об улучшении уровня здравоохранения.
Ключи от счастья
Не могли мы в разговоре с Лидией Ивановной не вспомнить и о том, что нынешний год объявлен Годом белорусской женщины.
— Белорусская женщина по натуре трудолюбивая, добрая, красивая. Сегодня ее уже трудно закрыть дома, она сама хочет активно присутствовать в обществе, — говорит моя собеседница. — Но мне кажется, что все-таки нагрузка на женщину и ответственность остается большая: работа, дом, общественная деятельность, уход за детьми, а то и за старшими членами семьи. Что для меня женское счастье? Это когда не болеют родные и близкие, когда счастливы дети. Я люблю свой дом, дачу, обожаю возиться с цветами, благодаря интернету расширяю свои кулинарные познания и умения. Люблю тишину. Может, потому, что я ее понимаю.
Наталья ДРОЗДОВА. Фото автора.
https://vitbichi.by







Напишите комментарий