«Языки без границ» открывают миру глухих культурные сокровища
Сергей Кречетов © Образовательный центр «Языки без границ»
Несколько лет назад в Санкт-Петербурге появился центр «Языки без границ», где люди с ограниченными возможностями здоровья по зрению, слуху, с нарушениями опорно-двигательного аппарата получают дополнительное образование. Одним из приоритетных направлений с 2017 года стала подготовка глухих и слабослышащих гидов с правом ведения экскурсионной деятельности для работы на русском жестовом языке в музейных и городских пространствах. В 2019 году выпускники программ подготовки гидов начали создавать музейные видеогиды на РЖЯ (русский жестовый язык. – Прим. ред.). Сегодня коллектив снимает первоклассные фильмы не только в Петербурге, но и в других городах.
О развитии организации, сложностях, с которыми пришлось столкнуться, и добрых отношениях с партнерами рассказывает Сергей Кречетов, руководитель центра «Языки без границ».
– Какие события произошли в вашем Центре за последнее время?
– Событий было много! Мы успешно подготовили ребят первого набора курса подготовки глухих гидов, выпустили их, некоторых трудоустроили. Запустили и буквально несколько недель назад завершили обучение второго потока. Открыли экскурсионное направление в Санкт-Петербурге. Создали студию по производству видеоконтента. Программа обучения гидов значительно расширилась. Мы добавили дополнительные дисциплины, например, теперь обучаем международным жестам и основам работы с видеогидами. Изменился и сам процесс учебы: теперь выпускники первого курса, которые работают в нашем центре, становятся наставниками у новых учащихся.
Экскурсионные программы
– Ранее вы сотрудничали только с музеями Санкт-Петербурга. Но уже тогда, несколько лет назад, был очевиден потенциал вашей программы. Вам удалось выйти за границы города?
– Да, мы сотрудничаем с Петергофом, Гатчиной, Павловском. Это ближайшие к Петербургу культурные центры. Появился опыт работы с московскими музеями. Если смотреть в динамике, то интерес к нам год от года увеличивается. Одновременно в других городах появляются проекты, подобные нашему. И мне кажется, это очень здорово!
Мы вошли в список учебных организаций Санкт-Петербурга, которые имеют право готовить людей к проведению экскурсионной работы. Наши выпускники становятся лицензированными городскими гидами. Более того, мы можем принимать экзамены в рамках этой деятельности. Замечу, что городское туристско-экскурсионное бюро аккредитовало всего 15 таких учебных организаций, и мы в их числе.
Наши выпускники не просто штудируют тексты лекций, они погружаются в культурологическую среду и могут ответить практически на все вопросы людей, которые приходят на экскурсию.
Замечу, что методисты музеев, которые занимаются с ребятами, всегда открыты, они воодушевлены нашими учениками, дают им максимальный объем информации для последующей работы.
Экскурсия на РЖЯ в Петергофе © Образовательный центр «Языки без границ»
– Насколько востребованы лекции и экскурсии ваших выпускников?
– Статистические данные за последние десять лет относительно количества людей с нарушениями слуха, проживающих в России и в Санкт-Петербурге в частности, колеблются. Мы можем сказать, что среди миллионов глухих и слабослышащих людей России порядка 100-600 тысяч человек используют РЖЯ в качестве основного языка общения. Из них в Санкт-Петербурге это число, по разным данным, составляет от 4 до 16 тысяч человек. Наши экскурсии проходят практически каждую неделю. В среднем на одну экскурсию приходит от 5 до 10 человек, это зависит не только от самих зрителей, но и от условий музея, где проходит мероприятие. В Петергофе бывает записывается и по 20 человек. Давайте посчитаем: в месяц мы обычно проводим 8 экскурсий, получается, что к нам ежемесячно приходит около 100 человек. Хотя не так давно только на одной временной выставке в петербургском Манеже, которая была посвящена русской скульптуре, побывало свыше 50 человек. Это много. Кстати, экскурсии начинают приносить небольшую прибыль, и это здорово. Получается, что труд глухих гидов оплачивают сами же глухие люди.
Про нас узнают в других регионах. Недавно приезжали блогеры, которые хотели не только рассказать про наших гидов своей аудитории, но и увидеть своими глазами экскурсии, которые они проводят. Я делаю на этом акцент потому, что раньше о нас мало кто знал, сейчас же ситуация меняется.
– Обучение международным жестам поможет расширить аудиторию? Этот блок ориентирован на работу с иностранными туристами?
– Владение этими жестами открывает для наших ребят сразу несколько возможностей. Вы правы, они получают подготовку для работы с иностранцами. Кроме этого, знание международных жестов позволяет ученикам свободно общаться за границей, например, с коллегами из европейских музеев. Более 60 человек прошли у нас обучение по этой программе только в 2020 году. Международные жесты нам очень пригодились, когда мы ездили на учебную стажировку в музеи Ватикана в прошлом году.
– Вы ездили в Ватикан учиться или обмениваться опытом?
– Это очень классная история! Мы предварительно имели несколько встреч с представителями музеев Ватикана, с теми службами, которые занимаются инклюзивными проектами. Согласовали с ними поездку и незадолго до начала пандемии вывезли в Рим группу глухих гидов. Мы занимались в течение двух дней с методистами Ватикана, познакомились с принципами работы людей с разными особенностями, а также освоили несколько коллекций музеев. Узнали многое. Это было очень ценно с точки зрения знакомства с шедеврами искусства. Результат нашей поездки – мотивация, новые знания, сертификаты по результатам обучения и продолжение сотрудничества. Мне кажется, мы о себе оставили хорошее впечатление.
– Вы думаете развивать международные направления, сотрудничать с музеями в других странах?
– Наши действия взаимосвязаны: изучение международных жестов, взаимодействие с другими музеями, культурами, знакомство с новыми подходами в работе с людьми с инвалидностью. Сегодня в России эти стандарты немного отстают. Но мы уже догоняем наших европейских коллег. Знаете, еще со времен Петра I так повелось: мы долго запрягаем, но быстро едем. С точки зрения общения с посетителями, использования технического оборудования, методик преподавания, нам есть чему поучиться. С другой стороны, создание государственной программы «Доступная среда» позволяет рассчитывать, что довольно быстро в этой области наступят изменения. И тогда мы сами начнем обучать коллег из других стан.
– Как реагируют обычные посетители музея, когда встречаются с вашими группами?
– По-разному, в основном смотрят с интересом, особенно дети, для них это что-то новое, необычное, но они всегда очень позитивны. Думаю, такие встречи меняют общество. Когда люди с разными возможностями по здоровью встречаются в самых обычных местах, видят друг друга, взаимодействуют, это оказывает в целом положительное влияние, дает понимание, что возможности должны быть равными у всех. Главное, чтобы они действительно были равными.
Еще момент: экскурсии глухих людей почти всегда сопровождаются бурными жестовыми обсуждениями деталей. На обычной экскурсии могло бы быть шумно, а здесь получается, что оживленная дискуссия проходит в тишине. Очень интересный контраст, который тоже привлекает внимание посетителей музея.
На выставке «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева» в ЦВЗ «Манеж» © Образовательный центр «Языки без границ»
– Почему появляются такие эмоциональные диалоги внутри группы?
– Свою роль играет «наполненность» гидов. Невозможно без эмоций рассказать историю, нельзя провести лекцию, вовлечь зрителей, предлагая им просто посмотреть налево или направо. Глухой гид, который ведет экскурсию, должен, что называется, гореть своим делом. У него другие средства для выражения эмоций – не интонации, не тембр или повышение голоса. Получается очень экспрессивно, и это передается слушателю!
– Сергей, как происходит взаимодействие с музеями?
– С самого начала была идея устраивать людей в музеи на работу. Изначально мы были только учебным центром. Когда попробовали, столкнулись с рядом нюансов. Мы спросили себя: почему бы нам самим не открыть туристско-экскурсионное направление? Это получилось сделать достаточно просто. С музеями у нас подписаны контракты, наши выпускники получают бейджи гидов, мы согласовываем порядок посещения, количество людей в группах. Разумеется, не все выпускники остаются работать у нас, некоторые стремятся попробовать свои силы самостоятельно, и есть те, у кого получается. Наши выпускники сегодня водят экскурсии в самых разных музеях: в Эрмитаже и Фаберже, в Русском музее и Исаакиевском соборе, в музее Военно-морского флота и Петергофе, и других. Всего уже более 20 музеев и выставочных пространств.
Информация по-новому
– Перейдем к другой части вашей деятельности: почему вы назвали ваши видеоэкскурсии подкастами, если под этим термином обычно понимают голосовые шоу?
– Надо признаться, что это была идея наших партнеров из банка ВТБ. И она нам очень понравилась. В данном случае мы обыгрываем это слово, даем глухому человеку возможность получать новую информацию в популярном ныне формате. Подкасты бывают аудио и видео, в нашем случае это второй вариант, так что получается подкаст-видеогид.
– Ваши ролики очень кинематографичны. Как бы вы описали этот проект?
– Пожалуй, как познавательный или документальный фильм. Ролики имеют разную продолжительность и тематическую направленность. Это может быть ролик о Фаберже в проекте, приуроченном к Пасхе, а может быть история про Шереметевский дворец, который важен не только коллекцией предметов искусства, но и сам по себе как историческое здание. А еще мы создаем видео о временных выставках. Это более сложная вещь. В таких мероприятиях всегда много смыслов. Да и сама работа при создании подкастов о выставках сложнее – больше согласований, участников. И в этом смысле роль банка ВТБ, который стал генеральным спонсором серии наших видеоподкастов, становится еще более весомой. Партнеры из банка помогают нам не только финансово, но и участвуют в организации процесса. То есть у нас трехсторонняя история: мы, музеи и ВТБ. И это действительно здорово, потому что люди, которые с нами взаимодействуют со стороны банка и со стороны музеев, не просто неравнодушны – они включены в процесс, им важно все – от креативной идеи до конечного результата, им не все равно.
Подготовка к съемкам фильма-видеогида на РЖЯ по выставке «“Маленькое” искусство» в Еврейском музее и центре толерантности © Образовательный центр «Языки без границ»
– Какие видеопроекты вы уже реализовали в этом году и какие планируете выпустить в ближайшее время?
– Все началось с подкаста, посвященного временной выставке Роберта Фалька в Третьяковской галерее. В этом ролике наши актеры рассказывают о художнике и его творчестве. Гид мы создавали совместно с актерами – выпускниками наших программ. Второй подкаст снимали в Еврейском музее и центре толерантности по выставке «"Маленькое" искусство».
Кураторы собрали потрясающую экспозицию маленьких по формату работ известных русских художников. Для этого подкаста были приглашены два очень сильных эксперта в области культуры, истории и искусства – московские гиды Татьяна Трофимова и Виктор Паленный. Это сотрудничество я считаю крайне важным шагом, потому что оно расширяет взаимодействие внутри общества глухих людей.
Следующий фильм будет сниматься в Павловске. Этот город очень значим для глухих людей. Здесь началась российская история образования людей с нарушениями слуха. Это случилось в начале XIX века. Мы уже подготовили сценарий и очень воодушевлены этой работой.
Наконец, в этом году будет еще один подкаст про Петергоф. Оба города – притягательные культурные центры, в обоих восхитительные парковые ансамбли и дворцы. Надеюсь, мы сможем это показать в наших фильмах.
– Как долго может длиться работа над одним видеогидом или подкастом?
– Сначала мы обсуждаем идею, формат. Особенность работы с видеоконтентом еще и в том, что текст нужно адаптировать к русскому жестовому языку. Это сложная, но интересная работа. Далее мы едем на площадку, знакомимся с ней, кураторы проводят для нас экскурсию. После начинаются съемки. Затем монтаж, наложение титров. На один выпуск уходит около трех месяцев.
Работу делает довольно большая команда, от выпуска к выпуску она разрастается. Для работы над подкастом про выставку «Маленькое искусство» была собрана команда из 10 человек.
– Это люди с ограниченными возможностями по слуху?
– Команда смешанная, но большинство, конечно, глухие или слабослышащие. Все-таки мы стараемся делегировать большую часть работы нашим ребятам, чтобы они становились сильнее с профессиональной точки зрения.
Съемки фильма-видеогида на РЖЯ по выставке «Роберт Фальк» в Третьяковской галерее на Крымском Валу © Образовательный центр «Языки без границ»
– Сильно ли на ваши планы повлияла пандемия? Как удалось прожить прошедший год?
– Тяжело! Закрылись все образовательные направления. Мы оказались сперва не готовы к дистанционной работе. Тем не менее мы справились, музеи все-таки продолжали работать, хоть и без зрителей. Но есть и хорошее всегда и во всем: вот, например, идея видеогидов зародилась как раз в пандемию. Стало понятно, что, например, временные выставки однажды заканчиваются, и даже если в рамках экспозиции продумана программа для людей с инвалидностью, то после завершения работы выставки она тоже исчезает. Мы подумали, что хотели бы увековечить этот контент. Так родилась идея видеогидов. Этому способствовали и субсидии от Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. На полученные средства мы закупили в 2020 году оборудование. Теперь оно у нас свое, возможностей стало больше. А дальше нас поддержал наш давний друг и партнер – банк ВТБ.
COVID-19 по-прежнему сильно влияет на нашу деятельность, но после снятия ограничений мы готовы начать полноценно работать с самыми разными партнерами.
Планов у нас много: создание новых подкастов, очередной набор на курс гидов, обучение студентов иностранным языкам и международным жестам. Есть близкие к реализации идеи по расширению сотрудничества как с российскими, так и с зарубежными музеями. Словом, время идет, мир вокруг меняется, и мы меняемся вместе с ним. Даже в сложной ситуации последнего года можно при желании отыскать плюсы: появились новые возможности, мы все пересмотрели приоритеты, отыскали новые форматы.
В 2021 году в рамках проекта «Диалоги об искусстве. Подкаст для неслышащих» стали сниматься ролики из серии гидов на русском жестовом языке. Уже вышли ролики по выставкам «Роберт Фальк» в Третьяковской галерее и «“Маленькое” искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Генеральным спонсором выставок и серии гидов для глухих и слабослышащих людей выступил банк ВТБ.
«Языки без границ» – единственный в России образовательный центр, где люди с различными нозологиями по слуху, зрению, с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются английскому языку и успешно сдают кембриджские экзамены. Работа центра направлена также на содействие в трудоустройстве людей с различными нарушениями здоровья. В центре также реализуются адаптированные программы дополнительного образования для людей с нарушениями слуха, где они приобретают новую профессию гида/экскурсовода с правом ведения экскурсионной деятельности на русском жестовом языке.
Текст: Николай Мельников
Фото: Образовательный центр «Языки без границ»
Комментарии
Гость 07.08.2021 15:25
Когда в этом деле участвует фальшивый глухой, уже не интересно уже сам этот проект, так как он никогда не занимался серьезно этими направлениями, просто занимался плагиатством, да и нет у него никакого образования по этим направлениям ( начнет какой-нибудь бред рассказывать на ЖЯ). Дорогу надо давать тем инвалидам, которые прошли профессиональное обучение по этим специальностям и получили дипломы как специалисты высокой квалификации, а не какие-то шестимесячные курсы.Гость 07.08.2021 15:34
Есть глухие художники, которые окончили высшие учебные заведения по этим специальностям, авторы художественных работ, прекрасных картин, Вот они и должны участвовать в этих проектах, а не какой-то инженер.Гость 07.08.2021 16:08
В свое время по телевизору показывали лекции профессора Юрия Михайловича Лотмана, слышать его первые лекции при СССР не мог, только когда начали повторять его лекции в 1990-ые годы, слушал как мог на большую громкость, потом на Новом Арбате купил его книги. Прекрасные работы по искусстве. Ему есть полное доверие и большой интерес. А когда появляется этот паленый, фу....Гость 07.08.2021 16:10
(Гость 07.08.2021 15:34) , а какие претензии к тому, кто смог организовать и наладить дело? Все эти толпы художников с дипломами наверное двух слов написать не могут без своего РЖЯ, скорее всего, организаторы из них никакие - вот и все.Кто сделал проект, тот им и руководит, что за вопрос? Где эти глухие таланты с дипломами художников на РЖЯ были, когда этот инженер проект создавал? А теперь справедливость им подавай, руководящие кресла в чужом проекте? )))
Не нравится чужой - свой проект тоже с нуля и создавайте, раз уж такие таланты, делов-то набрать народ на РЖЯ с дипломами...)))
Гость 07.08.2021 16:12
Появление этого инженера, как характерный признак браковки товара: "Товар не годен для дальнейшего использования".Гость 07.08.2021 16:29
Необходимо знать историю ВОГа, есть прекрасные глухие и слабослышащие художники, которые смогли справиться с этими вопросами, но к великому сожалению, при правлении Базоева выработали традиции по удалению предполагаемых конкурентов, чтобы обеспечить места только своим, а ведь были различные мероприятия, где участвовали глухие художники и инвалиды, которые окончили соответствующие учебные заведения. а к вам гость 16:10. когда поднимается вопрос о проектах всегда необходимо информировать о возможной участии в этих проектах и финансирование. Все проекты где присутствовал этот фу.. инженер создавались в узком кругу без огласки и на финансовые средства, которые выделал им ВОГ.И причем тут руководящие кресла.... главное участие по своим специальностям, тех категории инвалидов, которые и могут и желают участвовать, но не смогли узнать об этом мероприятии. В этом и вся мерзость и отвратительность этого инженера.
Гость 07.08.2021 16:39
(Гость 07.08.2021 16:29) ,а-а-а, так вас таки туда, в "это мероприятие" не взяли, или ваших протеже? Наверное, как раз таки по причине полнейшей непригодности к работе в творческом коллективе? Иначе почему вас и ВОГ за бортом оставил-то - не потому ли, что даже в ВОГе знают, кого приглашать не стоит? Ещё раз - какие тогда претензии?Ну теперь все ясно - обиженное самолюбие непризнанных гениев рождает и не такие потоки бурления канализации в интернетах... )) Ну так и пишите жалобы конкретно в тот же ВОГ, где вас не взяли в проект, а не поможет - адрес Спортлото для жалоб и сами найдете...)))
Гость 07.08.2021 17:10
У меня работы хранятся в центральных государственных библиотеках России, продаются уже за рубежом, отмечен ведомственными наградами, а некоторые работы уже используют в качестве источников в кандидатских работах. Конечно, ваше содержание гость 16:39 отражает саму политику Всероссийского Общества Глухих в целом. Но вы все время уводите в сторону. Где были опубликованы какие-либо проекты под руководством ВОГа, где могли участвовать инвалиды по слуху, а также организация конкурса будущих участников по своим специальностям. Их и никогда не было. а этот фу... инженер использовал эти преимущества. ВОГ была закрытой организацией даже для глухих, в результате там работают слышаки, а это только дает преимущество этому инженеру.... У меня нет никакого желания иметь дело с фальшивыми, чьи работы вызывают недоумение и отвращение.Гость 07.08.2021 17:47
Почему мы не видим здесь представителей Ассоциации глухих художников России, а также Государственной Специализированной Академии Искусств для инвалидов, а только... этого фу.... инженера.. Это уже безобразие.Гость 07.08.2021 21:11
Работы профессора Ю.М. Лотмата выступают прекрасным основанием для изучения истории искусства нашего Отечества. Читайте его книги и вам не нужен будет этот фу... инженер со своими бредовыми фантазиями. Каждая страница уважаемого профессора Юрия Михайловича открытие для читателя в этот удивительный мир искусства. Каждую мелочь в картине он даст свое объяснение, не как посторонний человек, не как самозванец, не как плагиатор, а как профессионал своего дела, который долго и упорно проходил обучение и изучал на основании достоверных источников.Гость 08.08.2021 14:58
(Гость 07.08.2021 17:10) Ну и? К примеру, иногда смотрю ютуб Марка Солонина и Гоблина (Дмитрия Пучкова). Первый - инженер в области авиации, а известен как исследователь ВОВ. Последний - вообще и швец, и жнец, и в дуде игрец. Интересен диалогами и разборками с историками.Гость 08.08.2021 18:25
Любой исследователь по истории старается найти первоисточники, которые хранятся в государственных и муниципальных архивах ( к великому сожалению, в муниципальных архивах хранятся в основном документы с 1948 года, что не дает возможности собирать сведения довоенного периода), а также воспоминания участников событий. Большой удачей выступают семейные архивы, которые могут дать интересную информацию, которые в первую очередь не были отражены в официальных документах. У меня имеются свои работы по истории Великой Отечественной войны, периода с августа 1939 года по сентябрь 1941 года, активно использовал для своих работ фильтрационные дела на бывших советских военнопленных ( многие советские дивизии погибли в первые месяцы войны, их штабные документы был уничтожены по приказу Особых Отделов НКВД тех воинских формировании, а листы допросов, объяснительные записки военнослужащих Красной Армии, которые вернулись с немецкого плена, позволяют восстановить печальные события 1941 года). В настоящее время собираю материалы дивизии уже второго формирования, которая участвовала в Ржевско-Вяземской наступательной операции Московской битвы весной 1942 года ( в своё время встречался с ветеранами, которые рассказывали те трагические обстоятельства, которые им пришлось пройти весной 1942 года).А теперь перейдем к той теме. Об истории глухих Российской Империи. У меня также имеются работы по этой теме, использовал архивные документы государственных архивов Москвы. Об истории глухих Москвы после государственных переворотов 1917 года: также уже опубликованы. В настоящее время продолжаю собирать материалы, которые охватывают периоды с момента образования Московского объединения глухонемых, о есть с 1926 года.
Диалог может быть продуктивен в том случае если знания инженера полезны для решения технических сторон советской авиации периода Великой Отечественной войны ( слабые и сильные стороны советских самолетов и самолетов противника). По этому поводу об советской авиации в 1942 году. Советские полки штурмовали вражеские позиции либо рано утром или поздно вечером, а то и ночью, так как авиация противника на Западном фронте с утра до вечера бомбила советские позиции и не давала пехотинцам поднять свои головы.
Есть другие моменты, российские историки почему-то отказываются изучать материалы погибших дивизии, которые были сформированы в 1939 году, а ведь как найти без вести пропавшего офицера и политработника, или военнослужащего Красной Армии, который попал в плен ( а их можно найти только по приказам военных округов, где были даны более подробные биографические сведения).
Гость 08.08.2021 18:53
(Гость 08.08.2021 18:25) , вас, собственно, никто не спрашивает - это многосторонний образовательный центр не только для глухих, но и для всех инвалидов. Уже действующий, подчеркну - и что?Что тут попусту воду в ступе толочь своими заслугами - обращайтесь к ним и предлагайте свои услуги как преподавателя и консультанта, кто мешает?
А если не берут - повторюсь, уже ваши проблемы... Значит, вы там хуже даже инженера пришлись по полезности - нынче смотрят не на звания, а на умение работать в команде и подать материал. Сразу видно, кто чего стоит: кто умеет работать - работает, кто не умеет - брюзжит, что его задвигают, это не ново уже... )))
И тут всем, в основном, плевать на эти бессмысленные многобукаф о чьих-то заслугах и званиях: прок-то какой с ваших возмущенных кипений и словоизвержений тут, извините, для развития глухих и прочих? Ну прочитает Кречетов и его команда - и что, парткомиссию из Союза Писателей СССР пошлют разбираться, почему там все беспартийные? Эти времена давно прошли вообще-то... )))
(З.Ы. в другой, более ранней теме, уже кажись обсуждали плач обиженного краеведа - а воз и ныне там. Не надоело? )))
Гость 08.08.2021 19:40
Свое время присутствовал на собрании клуба любителей истории в МОГ ВОГ, казалось будем совместно участвовать в работе по изданию исторической работы, где присутствовали А.Б.Славина, паленный, Ребров ( не знал, что тоже занимается историей), один из старейших членов МОГ ВОГА, отец жены уже нового директора Театра Мимики и Жеста. Уже на этой собрании мне показалось странным, что Д.Ребров эмоционально дает замечания А.Б.Славине по вопросу о допуску к документам в архиве. Казалось это очень для меня странным, так как она была профессиональным историком-архивариусом, которая много лет проработала в военно-историческом архиве, и какие тут могут быть замечания специалисту. Больше всего меня поразило поведение Паленного, который сам из слабослышащих, потребовал всех присутствующих перейти на РЖЯ, а также на основании какой-то бумажки сообщил Базоеву о расходе 50 тысяч рублей на какие-то нужды. Больше всего меня удивило его постановка вопроса решения работы: Исследователь должен написать самостоятельно работу, если не получается передать другому. Но даже не поднимался вопрос каким конкретным периодом должен заниматься исследователь, ведь тема большая и у каждого есть свои любимые периоды. То есть собрание окончилось не понятно чем, на следующей недели, как договорились на собрании стал приносить свои работы, хвалил и обещали опубликовать на страницах газеты, так прошло почти полгода. Затем состоялся странный разговор с А.Б. Славиной, которая старалась всеми способами уговорить меня прекратить заниматься этим вопросом, так как этим занимается Паленный. Я решил приостановить свои исследовательские работы, и решил подождать их результаты. Работа их меня просто удивила - слабая источниковая база, нет никакой последовательности. Решил продолжить исследовательские работы в архивах, тем более что имею дипломы исторического факультета и диплом архивариуса. Были найдены удивительные неизвестные ранее документы по истории глухих в Москве. И работать в команде Паленного уже нет никакого желания. Все вопросы решаю самостоятельно без помощи со стороны ВОГа( а то Гаврилова внезапно даже дала замечание, что денег давать не будет, когда я и не просил о финансовой помощи).Гость 08.08.2021 20:06
Между прочим сам инвалид по слуху с рождения и в школе получал неудовлетворительные оценки по русскому языку, алгебре и геометрии, мечтал работать простым рабочим на предприятии, но перестройка в СССР изменили планы. Окончил ПТУ, учился в техникуме, через пять лет поступил в заочное отделение исторического факультета без отрыва от работы. Так что гость 18:53, содержание вашей комментарии только показывает истинное лицо Всероссийского Общества Глухих и их отношение к инвалидам по слуху.Напишите комментарий