«Языки без границ» открывают миру глухих культурные сокровища
Сергей Кречетов © Образовательный центр «Языки без границ»
Несколько лет назад в Санкт-Петербурге появился центр «Языки без границ», где люди с ограниченными возможностями здоровья по зрению, слуху, с нарушениями опорно-двигательного аппарата получают дополнительное образование. Одним из приоритетных направлений с 2017 года стала подготовка глухих и слабослышащих гидов с правом ведения экскурсионной деятельности для работы на русском жестовом языке в музейных и городских пространствах. В 2019 году выпускники программ подготовки гидов начали создавать музейные видеогиды на РЖЯ (русский жестовый язык. – Прим. ред.). Сегодня коллектив снимает первоклассные фильмы не только в Петербурге, но и в других городах.
О развитии организации, сложностях, с которыми пришлось столкнуться, и добрых отношениях с партнерами рассказывает Сергей Кречетов, руководитель центра «Языки без границ».
– Какие события произошли в вашем Центре за последнее время?
– Событий было много! Мы успешно подготовили ребят первого набора курса подготовки глухих гидов, выпустили их, некоторых трудоустроили. Запустили и буквально несколько недель назад завершили обучение второго потока. Открыли экскурсионное направление в Санкт-Петербурге. Создали студию по производству видеоконтента. Программа обучения гидов значительно расширилась. Мы добавили дополнительные дисциплины, например, теперь обучаем международным жестам и основам работы с видеогидами. Изменился и сам процесс учебы: теперь выпускники первого курса, которые работают в нашем центре, становятся наставниками у новых учащихся.
Экскурсионные программы
– Ранее вы сотрудничали только с музеями Санкт-Петербурга. Но уже тогда, несколько лет назад, был очевиден потенциал вашей программы. Вам удалось выйти за границы города?
– Да, мы сотрудничаем с Петергофом, Гатчиной, Павловском. Это ближайшие к Петербургу культурные центры. Появился опыт работы с московскими музеями. Если смотреть в динамике, то интерес к нам год от года увеличивается. Одновременно в других городах появляются проекты, подобные нашему. И мне кажется, это очень здорово!
Мы вошли в список учебных организаций Санкт-Петербурга, которые имеют право готовить людей к проведению экскурсионной работы. Наши выпускники становятся лицензированными городскими гидами. Более того, мы можем принимать экзамены в рамках этой деятельности. Замечу, что городское туристско-экскурсионное бюро аккредитовало всего 15 таких учебных организаций, и мы в их числе.
Наши выпускники не просто штудируют тексты лекций, они погружаются в культурологическую среду и могут ответить практически на все вопросы людей, которые приходят на экскурсию.
Замечу, что методисты музеев, которые занимаются с ребятами, всегда открыты, они воодушевлены нашими учениками, дают им максимальный объем информации для последующей работы.
Экскурсия на РЖЯ в Петергофе © Образовательный центр «Языки без границ»
– Насколько востребованы лекции и экскурсии ваших выпускников?
– Статистические данные за последние десять лет относительно количества людей с нарушениями слуха, проживающих в России и в Санкт-Петербурге в частности, колеблются. Мы можем сказать, что среди миллионов глухих и слабослышащих людей России порядка 100-600 тысяч человек используют РЖЯ в качестве основного языка общения. Из них в Санкт-Петербурге это число, по разным данным, составляет от 4 до 16 тысяч человек. Наши экскурсии проходят практически каждую неделю. В среднем на одну экскурсию приходит от 5 до 10 человек, это зависит не только от самих зрителей, но и от условий музея, где проходит мероприятие. В Петергофе бывает записывается и по 20 человек. Давайте посчитаем: в месяц мы обычно проводим 8 экскурсий, получается, что к нам ежемесячно приходит около 100 человек. Хотя не так давно только на одной временной выставке в петербургском Манеже, которая была посвящена русской скульптуре, побывало свыше 50 человек. Это много. Кстати, экскурсии начинают приносить небольшую прибыль, и это здорово. Получается, что труд глухих гидов оплачивают сами же глухие люди.
Про нас узнают в других регионах. Недавно приезжали блогеры, которые хотели не только рассказать про наших гидов своей аудитории, но и увидеть своими глазами экскурсии, которые они проводят. Я делаю на этом акцент потому, что раньше о нас мало кто знал, сейчас же ситуация меняется.
– Обучение международным жестам поможет расширить аудиторию? Этот блок ориентирован на работу с иностранными туристами?
– Владение этими жестами открывает для наших ребят сразу несколько возможностей. Вы правы, они получают подготовку для работы с иностранцами. Кроме этого, знание международных жестов позволяет ученикам свободно общаться за границей, например, с коллегами из европейских музеев. Более 60 человек прошли у нас обучение по этой программе только в 2020 году. Международные жесты нам очень пригодились, когда мы ездили на учебную стажировку в музеи Ватикана в прошлом году.
– Вы ездили в Ватикан учиться или обмениваться опытом?
– Это очень классная история! Мы предварительно имели несколько встреч с представителями музеев Ватикана, с теми службами, которые занимаются инклюзивными проектами. Согласовали с ними поездку и незадолго до начала пандемии вывезли в Рим группу глухих гидов. Мы занимались в течение двух дней с методистами Ватикана, познакомились с принципами работы людей с разными особенностями, а также освоили несколько коллекций музеев. Узнали многое. Это было очень ценно с точки зрения знакомства с шедеврами искусства. Результат нашей поездки – мотивация, новые знания, сертификаты по результатам обучения и продолжение сотрудничества. Мне кажется, мы о себе оставили хорошее впечатление.
– Вы думаете развивать международные направления, сотрудничать с музеями в других странах?
– Наши действия взаимосвязаны: изучение международных жестов, взаимодействие с другими музеями, культурами, знакомство с новыми подходами в работе с людьми с инвалидностью. Сегодня в России эти стандарты немного отстают. Но мы уже догоняем наших европейских коллег. Знаете, еще со времен Петра I так повелось: мы долго запрягаем, но быстро едем. С точки зрения общения с посетителями, использования технического оборудования, методик преподавания, нам есть чему поучиться. С другой стороны, создание государственной программы «Доступная среда» позволяет рассчитывать, что довольно быстро в этой области наступят изменения. И тогда мы сами начнем обучать коллег из других стан.
– Как реагируют обычные посетители музея, когда встречаются с вашими группами?
– По-разному, в основном смотрят с интересом, особенно дети, для них это что-то новое, необычное, но они всегда очень позитивны. Думаю, такие встречи меняют общество. Когда люди с разными возможностями по здоровью встречаются в самых обычных местах, видят друг друга, взаимодействуют, это оказывает в целом положительное влияние, дает понимание, что возможности должны быть равными у всех. Главное, чтобы они действительно были равными.
Еще момент: экскурсии глухих людей почти всегда сопровождаются бурными жестовыми обсуждениями деталей. На обычной экскурсии могло бы быть шумно, а здесь получается, что оживленная дискуссия проходит в тишине. Очень интересный контраст, который тоже привлекает внимание посетителей музея.
На выставке «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева» в ЦВЗ «Манеж» © Образовательный центр «Языки без границ»
– Почему появляются такие эмоциональные диалоги внутри группы?
– Свою роль играет «наполненность» гидов. Невозможно без эмоций рассказать историю, нельзя провести лекцию, вовлечь зрителей, предлагая им просто посмотреть налево или направо. Глухой гид, который ведет экскурсию, должен, что называется, гореть своим делом. У него другие средства для выражения эмоций – не интонации, не тембр или повышение голоса. Получается очень экспрессивно, и это передается слушателю!
– Сергей, как происходит взаимодействие с музеями?
– С самого начала была идея устраивать людей в музеи на работу. Изначально мы были только учебным центром. Когда попробовали, столкнулись с рядом нюансов. Мы спросили себя: почему бы нам самим не открыть туристско-экскурсионное направление? Это получилось сделать достаточно просто. С музеями у нас подписаны контракты, наши выпускники получают бейджи гидов, мы согласовываем порядок посещения, количество людей в группах. Разумеется, не все выпускники остаются работать у нас, некоторые стремятся попробовать свои силы самостоятельно, и есть те, у кого получается. Наши выпускники сегодня водят экскурсии в самых разных музеях: в Эрмитаже и Фаберже, в Русском музее и Исаакиевском соборе, в музее Военно-морского флота и Петергофе, и других. Всего уже более 20 музеев и выставочных пространств.
Информация по-новому
– Перейдем к другой части вашей деятельности: почему вы назвали ваши видеоэкскурсии подкастами, если под этим термином обычно понимают голосовые шоу?
– Надо признаться, что это была идея наших партнеров из банка ВТБ. И она нам очень понравилась. В данном случае мы обыгрываем это слово, даем глухому человеку возможность получать новую информацию в популярном ныне формате. Подкасты бывают аудио и видео, в нашем случае это второй вариант, так что получается подкаст-видеогид.
– Ваши ролики очень кинематографичны. Как бы вы описали этот проект?
– Пожалуй, как познавательный или документальный фильм. Ролики имеют разную продолжительность и тематическую направленность. Это может быть ролик о Фаберже в проекте, приуроченном к Пасхе, а может быть история про Шереметевский дворец, который важен не только коллекцией предметов искусства, но и сам по себе как историческое здание. А еще мы создаем видео о временных выставках. Это более сложная вещь. В таких мероприятиях всегда много смыслов. Да и сама работа при создании подкастов о выставках сложнее – больше согласований, участников. И в этом смысле роль банка ВТБ, который стал генеральным спонсором серии наших видеоподкастов, становится еще более весомой. Партнеры из банка помогают нам не только финансово, но и участвуют в организации процесса. То есть у нас трехсторонняя история: мы, музеи и ВТБ. И это действительно здорово, потому что люди, которые с нами взаимодействуют со стороны банка и со стороны музеев, не просто неравнодушны – они включены в процесс, им важно все – от креативной идеи до конечного результата, им не все равно.
Подготовка к съемкам фильма-видеогида на РЖЯ по выставке «“Маленькое” искусство» в Еврейском музее и центре толерантности © Образовательный центр «Языки без границ»
– Какие видеопроекты вы уже реализовали в этом году и какие планируете выпустить в ближайшее время?
– Все началось с подкаста, посвященного временной выставке Роберта Фалька в Третьяковской галерее. В этом ролике наши актеры рассказывают о художнике и его творчестве. Гид мы создавали совместно с актерами – выпускниками наших программ. Второй подкаст снимали в Еврейском музее и центре толерантности по выставке «"Маленькое" искусство».
Кураторы собрали потрясающую экспозицию маленьких по формату работ известных русских художников. Для этого подкаста были приглашены два очень сильных эксперта в области культуры, истории и искусства – московские гиды Татьяна Трофимова и Виктор Паленный. Это сотрудничество я считаю крайне важным шагом, потому что оно расширяет взаимодействие внутри общества глухих людей.
Следующий фильм будет сниматься в Павловске. Этот город очень значим для глухих людей. Здесь началась российская история образования людей с нарушениями слуха. Это случилось в начале XIX века. Мы уже подготовили сценарий и очень воодушевлены этой работой.
Наконец, в этом году будет еще один подкаст про Петергоф. Оба города – притягательные культурные центры, в обоих восхитительные парковые ансамбли и дворцы. Надеюсь, мы сможем это показать в наших фильмах.
– Как долго может длиться работа над одним видеогидом или подкастом?
– Сначала мы обсуждаем идею, формат. Особенность работы с видеоконтентом еще и в том, что текст нужно адаптировать к русскому жестовому языку. Это сложная, но интересная работа. Далее мы едем на площадку, знакомимся с ней, кураторы проводят для нас экскурсию. После начинаются съемки. Затем монтаж, наложение титров. На один выпуск уходит около трех месяцев.
Работу делает довольно большая команда, от выпуска к выпуску она разрастается. Для работы над подкастом про выставку «Маленькое искусство» была собрана команда из 10 человек.
– Это люди с ограниченными возможностями по слуху?
– Команда смешанная, но большинство, конечно, глухие или слабослышащие. Все-таки мы стараемся делегировать большую часть работы нашим ребятам, чтобы они становились сильнее с профессиональной точки зрения.
Съемки фильма-видеогида на РЖЯ по выставке «Роберт Фальк» в Третьяковской галерее на Крымском Валу © Образовательный центр «Языки без границ»
– Сильно ли на ваши планы повлияла пандемия? Как удалось прожить прошедший год?
– Тяжело! Закрылись все образовательные направления. Мы оказались сперва не готовы к дистанционной работе. Тем не менее мы справились, музеи все-таки продолжали работать, хоть и без зрителей. Но есть и хорошее всегда и во всем: вот, например, идея видеогидов зародилась как раз в пандемию. Стало понятно, что, например, временные выставки однажды заканчиваются, и даже если в рамках экспозиции продумана программа для людей с инвалидностью, то после завершения работы выставки она тоже исчезает. Мы подумали, что хотели бы увековечить этот контент. Так родилась идея видеогидов. Этому способствовали и субсидии от Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. На полученные средства мы закупили в 2020 году оборудование. Теперь оно у нас свое, возможностей стало больше. А дальше нас поддержал наш давний друг и партнер – банк ВТБ.
COVID-19 по-прежнему сильно влияет на нашу деятельность, но после снятия ограничений мы готовы начать полноценно работать с самыми разными партнерами.
Планов у нас много: создание новых подкастов, очередной набор на курс гидов, обучение студентов иностранным языкам и международным жестам. Есть близкие к реализации идеи по расширению сотрудничества как с российскими, так и с зарубежными музеями. Словом, время идет, мир вокруг меняется, и мы меняемся вместе с ним. Даже в сложной ситуации последнего года можно при желании отыскать плюсы: появились новые возможности, мы все пересмотрели приоритеты, отыскали новые форматы.
В 2021 году в рамках проекта «Диалоги об искусстве. Подкаст для неслышащих» стали сниматься ролики из серии гидов на русском жестовом языке. Уже вышли ролики по выставкам «Роберт Фальк» в Третьяковской галерее и «“Маленькое” искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Генеральным спонсором выставок и серии гидов для глухих и слабослышащих людей выступил банк ВТБ.
«Языки без границ» – единственный в России образовательный центр, где люди с различными нозологиями по слуху, зрению, с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются английскому языку и успешно сдают кембриджские экзамены. Работа центра направлена также на содействие в трудоустройстве людей с различными нарушениями здоровья. В центре также реализуются адаптированные программы дополнительного образования для людей с нарушениями слуха, где они приобретают новую профессию гида/экскурсовода с правом ведения экскурсионной деятельности на русском жестовом языке.
Текст: Николай Мельников
Фото: Образовательный центр «Языки без границ»
07.08.2021