Общество глухих

В начале должно быть слово

Со времен учебы в педуниверситете помню описание одного эксперимента, который провели со старшеклассниками школы для глухих. Это были взрослые ребята, уже по 18-20 лет. Ребята читали басни Крылова, самые простые и известные: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Слон и лягушка» и т.д. Потом учеников попросили объяснить, как они понимают эти басни, о чем в них говорится. Ребята пересказали содержание и больше ничего не смогли.

Они не поняли, что в баснях описываются хитрость, глупость, жадность, самоуверенность и прочие пороки человека. То есть глухие ученики не могли мыслить метафорично. Можно сказать: «Ну и что! Подумаешь, они же не поэты, чтобы в метафорах что-то понимать». Но непонимание смысла басен говорит о том, что эти глухие не ощущают связи между различными явлениями, их мышление не абстрактно. А абстракция, - то есть умение думать не только о предмете, но и о том, что с ним, что за ним, почему он такой, а не другой - это главное в человеческой мысли.

Почему ребята не одолели басни? Вроде бы прочитали, содержание поняли. Все дело в том, что они были «жестовики».

Давайте начнем, как говорят римляне, «с яйца», то есть с самого начала. Вот родился ребенок. Слышащий. Он слышит звуки, подражает им, учится общаться с миром голосом. Мозг у него тоже развивается. Первая стадия мышления – действенная. Это когда ребенок видит кубик, запоминает его, и знает, что с этим кубиком можно делать кучу интересных вещей. Эта стадия не требует речи и ребенок проходит ее к двум с половиной, трем годам. Вторая стадия мысли - образная. Это когда ребенку скажешь «кубик», и он сразу понимает, о чем говорят. Ребенок усваивает, что слова обозначают явления. Образное мышление формируется с трех-шести лет. Дальше самый важный момент – ребенок учится думать словами. Появляется так называемое речевое мышление. С помощью него ребенок учится анализировать, выделять часть из целого, находить общее между различными явлениями и прочее, и прочее. И уже к годам 12-14 складывается мышление словесно-логическое, абстрактное, без которого нет развитой полноценной личности. Подчеркиваю – главный инструмент такого развитого мышления – речь. Все эти слова в разных своих грамматических формах и склонениях.

А теперь возьмем глухого ребенка, которого с самого начала учили жесту, а не слову. Жестовая речь беднее словесной. В ней нет такого богатства синонимов и оттенков значений. К примеру, слово «сказал» можно заменить кучей синонимов: «проговорил», «высказался», «промолвил», «ответил» и т.д. Жест чужд тонкостям мысли, которые можно выразить с помощью окончаний, падежей, расположения слов в нормальной речи.

Жест – это символическая картинка, а значит, полезная функция жеста заканчивается на второй стадии развития мысли – образной. Слышащий ребенок и глухой ребенок-«жестовик» на первых двух стадиях ничем не отличаются друг от друга. У них одинаковый уровень так называемого практического интеллекта. Но дальше с возрастом появляются различия. Слышащий ребенок учится думать словами, а глухой – жестами. И первый инструмент мышления – слово – гораздо тоньше, сложнее и имеет более широкие возможности, чем жест.

Глухой жестовик застревает на уровне образного мышления. Он, конечно, не умственно отсталый в прямом смысле этого слова, но приблизительное жестовое мышление не отражает всех тонкостей окружающего мира. Поэтому ребята в том эксперименте не поняли сути басен. Слова были для них чужды, а значит, чужда и вся мировая литература. Практическому интеллекту метафоры, действительно, ни к чему. Конечно, у талантливых «жестовиков» образное мышление достигает высот. Шедевры неслышащих художников и изумительные выступления мимов тому пример.

Но я уверен, что потеряли они больше, чем приобрели.

Слышащие дети в семье глухих родителей, хоть и усваивают поначалу жесты, но тот вал звуковой информации (слышащие родственники и друзья, речь на улицах, радио, телевидение) перебивает жест, который в дальнейшем становится для таких детей лишь формой общения с глухими.

А вот возьмем защитников «полноценности» ЖЯ. Я не буду говорить про слышащих сторонников ЖЯ, ибо их позиция изначально сомнительна в том смысле, что эти радетели ЖЯ-развития росли не в ЖЯ-условиях, а в обычной речевой среде. Я скажу насчет глухих оппонентов Исаева, которые излагают на страницах «ВЕС» свои мнения в защиту жестовой речи. Прочитайте их еще раз и удивитесь, как прекрасно владеют они русским языком. Хотя по жизни они, конечно, предпочитают объясняться руками.

А вот здесь-то вся соль. Они ЧИТАЮТ. И читать их всех приучили в раннем детстве. Возникла та же ситуация, что и со слышащими детьми глухих родителей. Если в первом случае жест отошел на второй план благодаря устной информации, то во втором – благодаря информации письменной. Развитой язык бывает в двух ипостасях – устной и письменной. И большой разницы нет, в какой упаковке подан инструмент мышления. Выступающие на страницах «ВЕС» «жестовики» – не «жестовики» в чистом смысле этого слова.

Стать такими умными и грамотными им помог русский язык, а вовсе не жест. Чтение – вот основа основ развития глухого человека. Покажите мне книгу написанную на жестовом языке. Что вы говорите? Нет такой? Ах, беда какая, книги у нас на русском, или на английском, или на наречии горных племен Северной Гвинеи…

И много раз хвалимая и ругаемая методика Леонгард зиждется не только на обучении устной речи, но и письменной, без которой немыслимо развитие ребенка. А многие родители в погоне за чистым произношением упускают из виду этот момент. В результате, такие горе-леонгардовцы оказываются, как говорится в народе, ни богу свечка, ни черту кочерга. Словесного абстрактного мышления у них нет. И практическая смекалка «жестовиков» отсутствует…

Всем защитникам жестовой речи, как «полноценного», «равноправного» языка: развивайте своих детей на основе ЖЯ, пожалуйста. Но не учите читать. Ведь тогда условия эксперимента нарушатся. Книжка-то не на жестовом языке. Успехов!

Я совсем не против жестового языка. Это очень удобная для глухих вещь! Но он должен играть вспомогательную роль. Если речь обладает двумя функциями – коммуникативной (функция общения) и мыслительной, то у жеста только одна функция – коммуникативная.

Теперь коснемся метода Зайцевой. Пока невозможно судить о нем по результатам – «зайцевцы» еще не выросли, как леонгардовцы. Но, на мой взгляд,билингвистическое обучение таит в себе немало опасностей. Итак, группу глухих малышей обучают жестам. По идее, через жест они переходят к речи. Но это получится только с тем ребенком, который ПОЛЮБИТ ЧИТАТЬ и ПОЛЮБИТ СЛОВО. Отъявленных читателей из всех не сделаешь. Ведь и среди слышащих мало любителей чтения. Глухие детишки в массе своей предпочтут жестовый язык – он и легче, и доступнее, и удобнее. Речь – письменная, и, тем более, устная, - окажется на втором плане. Из таких детей вырастают неприспособленные к реалиям мира, нуждающиеся в постоянной опеке, люди, которых можно дипломатично называть «лингвистическим меньшинством».

Не стоит апеллировать к неграмотности слышащих, оправдывая «чистых жестовиков». «Сонце сильно нагревало малако» – это ошибки только грамматического характера, а вот «Я ты любовь гроб» – это показатель общего невладения речью, а, значит, и словесно-логическим мышлением.
Поэт Исаев в своей эмоциональной статье во многом утрирует. Ни к чему было, например, приплетать позднооглохших Циолковского и Остужева – слышащих по своему менталитету людей. Исаев делает упор на важности «звуковой речи». Она тоже важна, но при наличии понимании русского слова. При правильном обучении глухого ребенка одновременно и звуку, и чтению жест оказывается ненужным. Ему следует обучать позже, когда в сознании уже сформирована понятийно-вербальная основа.

Убеждение, что методы Леонгард и ей подобных применимы только для людей с приличными остатками слуха – устарело. Тяжелые потери слуха тоже поддаются корректировке с помощью современной сурдотехники и системных занятий.

Я со своей IV степенью очень рад, что у меня было такое «тяжелое детство», что меня заставляла читать и говорить родители с ленинградским сурдопедагогом Лидией Плаксиной, работавшей по методике весьма близкой леонгардовской. Единственное отличие было в отсутствии СА. И до сих пор я речь слышащих я воспринимаю по губам, не могу общаться по телефону, а слуховой аппарат, надетый впервые в 14 лет, помогает только улавливать изменения в общем шуме.

Но я ощущаю себя прежде всего русским, говорящим и думающим по-русски, а уже потом – членом своеобразной субкультуры глухих. А вовсе не каким-то «лингвистическим меньшинством», которое еще пополнится за счет зайцевких воспитанников.

М. ВЕСЕЛОВ
"ВЕС"

02 декабря 2001 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 29.01.2013 21:36
Напишите слова на глухонемом языке.Пожалуйсто.
Пользователь
Гость 29.01.2013 21:56
...которое еще пополнится за счет "зайцевких" воспитанников.

Может "зайцев'с'ких"?
Пользователь
Гость 10.02.2013 19:52
Здраствуйте , я оглох недавно хотел бы изучить язык жестов где это можно сделать в Москве и желательно в группе . Заранее спасибо .
Пользователь
Гость 07.04.2013 23:00
нет такого слово глухонемой. есть только глухие а не говорят они потому что не слышат. а так все органы отвечающее за звукопройзношение итд у них в норме. есть только ломкость языка только потому что они языком как средством общения не пользуются у них нет навыка
Пользователь
Гость 08.04.2013 07:16
Есть слово - глухонемой. И существовали общественные организации: Московское общество глухонемых, Всероссийской Объединение Глухонемых.
Пользователь
Гость 08.05.2013 18:17
Мне кажеться что нельзя осуждать человека который неслышит. Ведь это может произойти и со мной и с вами...
Пользователь
Гость 08.05.2013 18:50
Сейчас нет такого слова глухонемой. И не спорьте. Даже Герасим не был глухоемым. Он говорил МУ-МУ.
Пользователь
Гость 08.05.2013 19:03
Есть слово глухонемой, а ваш Герасим был немым. Если внимательно прочитать произведение - он и дворником работал и кучером был, то есть свою госпожу возил. А как ни как, а приказы он выполнял что ему говорили. Так,что МУ...-МУ... Ну, а если сегодня, так ВОГ за РЖЯ взялся - это признание того что были, есть и будут глухонемые в России.
Пользователь
Гость 08.05.2013 22:32
гость08.05.2013.18.57 автор не обсуждает,а пишет про то как и есть на самом деле,в понимаемом аспекте.с его мнением я полностью согласен и думает он не как ты, типа,-"не буду обсуждать про глухого,вдруг я сам стану глухим и я от этого буду иметь кучу неудобств и проблем на каждом шагу".между прочим автор не из пальца или из "вдруг"это мнение высосал,сам он является глухим,если ты это не заметил.автор так же не жалуется на свою глухоту и дискомфорта от нее не испытывает.его взгляд на систему образования глухих детей является очень верным,этого не понять тем кто сам глухим не является.мнение его точно нельзя просто обсуждать ее надо претворять в жизнь.научить ребенка можно только в ранем возврасте,независимо глух он или нет.оговорка-если глух значит глуп в системе образования не должно прокатить.терец
Пользователь
Гость 17.05.2013 12:46
Статья верная, под каждым словом подпишусь. Но она же давно написана!!! А У нас в стране все по-прежнему - разве вот ЖЯ приняли. А надо вообще-то срочно заняться - вот именно - системой образования глухих детей, ведь время идет, дети растут..
Пользователь
наталья 29.08.2014 08:51
Можно на жестовом языке перевести фразу "Чистой реке-чистые берега"
Пользователь
Гость 30.10.2014 19:25
наталья (Гость) 29.08.2014 08:51
Перевести фразу "Чистой реке-чистые берега" можно, но 1 слово чистой надо показывать несколькими жестами (чистой, прозрачной, воде, реке ) чистые (не грязные ) берега.
Пользователь
Гость 19.04.2015 17:22
абсолютно не согласна с автором статьи.каждому ребёнку нужен индивидуальный подход и методика обучения, а не всех под одну гребёнку и в итоге никакие результаты!Каждое слово и произношение должно подкрепляться жестами и дактилью!Только на основе устной речи глухому человеку не научить.
Пользователь
Гость 19.04.2015 20:03
А учебники на каком языке. Глухого необходимо учить родному русскому языку, чтобы он мог и народные русские сказки прочитать. Если глухой не знает русского языка и не может читать учебники. ЖЯ не всегда дает ответы на вопросы. Индивидуальный подход и методика обучения существовали и раньше в зависимости от финансовых возможностей их родителей. И еще проблема, а разве в мире так много инвалидов по слуху, которые имеют 100 % потерю слуха. Сам даже глухой историк Гусев признался,что прошел все проблемы слабослышащих, а продолжает утверждать, что он глухой.Или Рухледев, он ведь не глухой, а слабослышащий, а Базоев, он не глухой, а слабослышащий. Эти глухие не смогли бы стать кандидатами наук, если бы не владели устной речью. Многие экзамены надо было сдавать устно.
Пользователь
Гость 06.07.2016 23:28
Я оглох на одно ухо и не могу услышатт всё мне нужен язык жестов где в Уфе можно его выучитт
Пользователь
Гость 08.04.2019 20:34
Показивайте ролики жествам!!!

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь