DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

Встреча с деревенским столяром определила судьбу

Есть замечательные учителя в наших школах – с добрыми лучистыми глазами, мягкой улыбкой. На их уроках никто не шалит, не потому что боятся, а потому что интересно. С такой учительницей я познакомилась в школе глухих. Елизавета Ивановна Васильева занимается с глухими детьми 43-й год. И запись в трудовой книжке у нее всего одна.

– Почему вы стали сурдопедагогом?

– В годы моей юности молодежь бредила «туманом и запахом тайги», и я не была исключением, мечтала стать геологом. Но родители убедили меня, что это не женское дело, что педагог – лучшая профессия для девушки.

Новоиспеченной абитуриенткой я приехала в Якутск, увидела объявление о наборе на первый курс сурдопедагогов в Ленинградский государственный педагогический институт имени А.И.Герцена и вспомнила доброго глухого деревенского столяра, когда-то учившегося в школе, где директором был мой отец. Изъяснялся он вполне сносно, писал и читал на якутском языке очень грамотно.

Столяр приносил мне игрушки – искусно выточенные из дерева куклы и коровки. И решила учиться на сурдопедагога. С тех пор я ни разу не пожалела, что выбрала эту профессию. У моих первых выпускников уже растут внуки.

После окончания института вела подготовительные классы, выпустила два вспомогательных класса. Теперь веду занятия в обычном классе. Случалось, что во вспомогательный класс попадали педагогически запущенные дети, по результатам пересмотра конфликтной комиссией некоторые переводились в обычные классы...

– Вы окончили Герценовский, значит, являетесь представителем ленинградской научной школы. Есть разница подходов к обучению глухих детей между москвичами и питерцами?

– Мы работаем над развитием слухового восприятия, что предлагает московская научная школа. Сейчас в российских школах для глухих детей нет таких предметов, как чтение с губ, техника чтения. В этой связи вспоминается случай, как во время анализа урока профессор Екатерина Ивановна Андреева сделала замечание практикантке: «Нина, спрашивать у глухого ребенка: «Как ты слышишь?» – грубейшая ошибка! Надо спрашивать: «Как ты видишь?»

– Наверное, вы работали с первыми педагогами школы для глухих детей?

– Да, мне посчастливилось работать вместе с Леопольдом Игнатьевичем Вавровским. Высокообразованный, интеллигентный руководитель, все свои силы и энергию он отдавал школе, щедро делился богатым педагогическим опытом. Его супруга Елизавета Николаевна была школьным фельдшером, дочь студенткой Свердловского института проходила педпрактику в нашей школе. Вавровский всегда был аккуратен, тщательно одет, при галстуке, сам слегка тугоухий, держался прямо.

С чувством благодарности вспоминаю своего первого директора Гаврила Михайловича Татаринова, с отеческой заботливостью относившегося к молодым специалистам. Он постоянно интересовался, в каких бытовых условиях мы живем, помогал, чем мог. Наряду с этим Гаврил Михайлович был очень требовательным, справедливым; много сил и энергии отдавал строительству нового здания школы-интерната, и в 1971 году новая школа гостеприимно распахнула детям свои двери. Он был настоящим коммунистом – честным, бескорыстным, справедливым. С состраданием относился к глухим детям, был очень внимательным к ним, они всегда были у него на виду.

– Чем вы увлекаетесь в свободное время?

– Пишу стихи, песни о природе, есть две детские песенки... В 2007 году выпустила сборник «Ырам ыраак са5ахтара, ырыам ыраас ыллыктыктара». Очень люблю посещать выставки наших художников. Также на досуге люблю заниматься глиной, писать маслом и акварелью – это настоящий праздник души.

Ольга СЕРГЕЕВА
http://www.1sn.ru/


09.03.2012

Два мира

В января этого года был опубликован пост Якова Головчинера "Эволюция леонгардовца", где автор размышлял о своем опыте обучения по системе Леонгард и ...

Сезон спортивного боулинга открывается

В Котласе 10 марта пройдет второй Чемпионат по боулингу, который организует федерация спортивного боулинга.В нём принимают участие игроки из Северодвинска, ...