Российские ученые опробовали уникальную систему для обучения речи глухих и слабослышащих
Сотрудники Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова создали и испытали новую информационную систему для обучения речи глухих и слабослышащих. Тестирование показало, что система позволяет улучшить произношение отдельных звуков русского языка, сообщает "Информнаука".
Итак, обычно детей с нарушенным слухом учат говорить с помощью компьютерных программ. Компьютер фиксирует особенности речи (четкость, темп, интонацию, скорость и громкость) и сравнивает их с эталонными показателями. Ребенок выполняет ряд упражнений, пытаясь приблизиться к этому эталону. При этом он видит результаты своих усилий в виде графиков или мультипликационных изображений, что позволяет корректировать произношение.
Сейчас существует много программно-аппаратных комплексов для обучения речи. Но есть одна проблема: глухонемые и слабослышащие люди в принципе не способны повторить идеальное произношение диктора.
А вот обучающая система нижегородских ученых (ИСОР) использует не один, а несколько эталонов, включающих в себя лучшие образцы произношения группы слабослышащих, успешно прошедших обучение людей. Это позволяет ставить перед тренирующимися более реальные задачи.
Ученые испытали ИСОР в интернате для глухих и слабослышащих детей Нижнего Новгорода. В ходе испытаний сначала здоровый диктор записал эталонные образцы звуков и фраз. Потом в базу данных добавлялись записи группы дикторов с нарушениями слуха, но поставленным произношением.
С помощью записанных звуковых дорожек тренировались 2 мальчика и 3 девочки 10-13 лет с нарушением слуха. Обучение проходило в виде индивидуальных занятий по 10 – 15 минут, каждое из которых состояло из двух частей. В первой части ребенок учился произносить несколько звуков, для чего многократно их повторял, добиваясь максимального приближения своего произношения к наиболее подходящему для себя эталону. Во второй части занятия обучаемый читал одно-два небольших предложения, в которые входили звуки, изученные в первой части занятия.
Результаты оказались очень хорошие: дети всего за 4 занятия достигли значительного для себя прогресса. Разработчики ИСОР подчеркивают, что круг пользователей системы может быть очень широким и включать не только слабослышащих. Многие люди испытывают потребность в улучшении произношения (это касается и изучения иностранных языков).
Кстати, система способна работать и как детектор лжи, определяя состояние испытуемого по короткой (1-2 минут) записи разговорной речи, а также идентифицировать человека по голосу. Столь широким диапазоном возможностей не обладает ни одна из существующих в мире систем.
http://medicine.newsru.com
30.05.2010