DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  / 
Распечатать

На нашем сайте опубликована статья "Романсы композитора Алексахина"

Романсы композитора Алексахина


           Небольшой зал музея-центра "Преодоление" имени Николая Островского наполнялся удивительно быстро. Скромная афиша у входа извещала об авторском вечере композитора Геннадия Алексахина "Мелодии любви" - в программе фортепианные произведения, романсы и песни. Насколько можно было судить, публика собиралась не случайная - входившие обменивались улыбками, приветствовали друг друга. Готовили к съемке свои камеры операторы, примеряли позиции фотографы. Сам композитор, высокий, торжественный, интеллигентый, подстать большому, распластанному на невысоком подиуме роялю, то и дело появлялся в зале, но в его облике уже чувствовалась будущая музыка, звуки которой должны были вот-вот исторгнуть из недр величавого инструмента сильные и чуткие пальцы… Музыка, красоту которой в полном объеме услышать самому автору было не дано, но он нес ее своим зрителям, нес как дар, преодоление судьбы и победу духа и воли человека над миром уготованной ему тишины.

           "Коньком" композитора Алексахина стал романс. Как известно, термин «романс» возник   в Испании и первоначально обозначал стихотворение на испанском (романском) языке, рассчитанное на музыкальное исполнение. Распространившись в других странах, музыкальный термин «романс» стал обозначать вокальный жанр. В некоторых    странах романс и песня обозначаются одним словом, это - камерное вокальное произведение для голоса с инструментом. В России название «романс» утвердилось в начале 19 века. Романс отличается от песни большей детализацией мелодии и ее связью со словами, значительно большей выразительной   ролью инструментального сопровождения. И когда ведущий вечера, поэт Юрий Бочков, по своему облику чем-то отдаленно напоминавший хрестоматийного Александра Блока, начал объявлять номера, то сразу сложилась действительно камерная атмосфера, в которой действовали три силы - музыка, сам композитор и певцы-исполнители. Эти силы, объединившись, на протяжении всего вечера вызывали восторженный отклик в сердцах благодарных слушателей и долгие аплодисменты.

           У Геннадия Алексахина сложилось крепкое творческое содружество с певцами - тенором, Заслуженным артистом России Михаилом Мовшовичем и обаятельной Жанной Цветковой, чье чистое и сильное сопрано порой хотело вырваться за стены зала. Удивительно, но никакого "механистического" характера их дуэт с неслышащим автором за роялем не носил. Разве что чуть заметные знаки-сигналы к началу творения, а само творение музыки и вокала рождало на наших глазах духовную и явно ощущаемую связь между ними. Ранее мне приходилось видеть видеозапись одного из предыдущих концертов, читать что самого Алексахина окрестили "российским Бетховеном", слышать противоречивые отклики о его музыке. В большом музыкальном мире имя Геннадия Алексахина почти неизвестно. Одна из причин - просто некому "раскрутить" его программу, спонсировать концерты на именитых площадках, вот и возникают его концерты благодаря энтузиазму самого Геннадия Ивановича и людей, которых объединяет его творчество. Я много ходил на камерные концерты в Консерваторию и скажу, что то, что мне удалось услышать в доме Николая Островского, вполне достойно серьезных площадок.

           Излюбленная тема композитора - поэты XIX века. Это очень непростое направление. Как известно, на протяжении 19 века формировались школы    романса в    России ( М.И.Глинка, А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А..П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков,    П.И.Чайковский, С.В..Рахманинов), во Франции ( Ш.Гуно, Ж.Бизе, Ж.Массане ), в Чехии ( Б.Сметана, А.Дворжак),   в Польше (М.Карлович, К.Шимановский) , в Норвегии (Х.Хьерульф, Э.Григ), сложилась   тенденция   объединения романса   в    вокальные   циклы. Один из первых таких вокальных циклов создал Л.Бетховен -
    «К далекой возлюбленной». Первое отделение концерта "Мелодии любви" - это своеобразный вокальный цикл на стихи К.Романова, В.Красова, А.Плещеева, А. Кольцова, А.Блока и других поэтов 19 - начала 20 века. Музыкальные критики, наверное оценят по своим критериям, я как просто зритель был рад возможности отойти от суеты мирской и погрузиться в мир чувств, переживаний, эмоций, доносимый роялем и голосом. И хорошо, что краски вековой давности не потускнели! Спасибо, композитор Алексахин!

           К недостаткам первой части концерта видимо следует отнести некоторую монотонность композиции номеров - при их группировке по внутреннему содержанию, а не под певцов, удалось бы более ярко раскрыть основную тему концерта - мелодии любви. Хотелось бы больше познакомиться с чисто инструментальной музыкой композитора - в концерте даны ее фрагменты, которые, за исключением "Большого блестящего вальса" не оставили чувства завершенности.   

           Вторая часть концерта представила содружество композитора с современниками. Один из них - Ю.Бочков - вел концерт, двум другим - Э.Бурановой и Ю.Грум-Гржимайло пришлось подыматься на сцену с насиженных мест в зале, когда исполнялись романсы и песни на их стихи. Под конец композитор сам предстал в роли поэта и дуэт певцов исполнил его "Песнь любви". И невольно подумалось, а как интересно было бы расширить содружество композитора с поэтами из того же "Камертона", с инвалидами-певцами, которые участвовали в недавнем конкурсе "Филантропа", записать бы этот концерт в профессиональной студии и растиражировать на компакт-дисках… Ведь это действительно Преодоление. Наужели не найдется спонсора и все это канет в Лету?

         А пока - небольшой зал потонул в аплодисментах, на рояле лежат цветы артистам от благодарных слушателей, они выходят кланяться, а представитель этого гостеприимного дома напоминает о том, что концерт благотворительный, но музей собирает пожертвования. Как бы не было нам хорошо иногда, мы возвращаемся к нашей реальности.
До следующего концерта!

Юрий Грум-Гржимайло

08.02.2001

"Красой - 2001" стала Катя Демина

3 марта в Театре Мимики и Жеста завершился конкурс "Краса - 2001". В конкурсе участвовали 14 московских молодых красавиц. Жюри пришлось поработать немало, ...

Доклад Шмелева Василия «Проблемы социальной реабилитации молодежи»

Проблемы социальной реабилитации молодежиО проблемах социальной реабилитации неслышащей молодежи можно сказать очень много. В своем кратком докладе я ...