DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

Слуховые аппараты открыли мои уши для нового мира звуков. Тогда я перестал их носить

Людям трудно понять, почему я предпочитаю слышать "хуже", но обходясь без слуховых аппаратов, я многому научился. 

У меня, как и у большинства людей, было предвзятое представление о том, кто или что такое “глухой” человек. Итак, когда мне было 15 и в мою школу пришла таинственная женщина, забрала меня с урока и сказала, что я всю свою жизнь что-то не так слышал, я был, мягко говоря, сбит с толку. Она была учительницей глухих из совета Южного Тайнсайда – приморского района, где я вырос, недалеко от Ньюкасла, – и мой лечащий врач сообщил ей, что у меня значительная потеря слуха.

В моей семье есть глухие люди – брат моей бабушки и его дети глухие, – но, как и многие люди, я просто думал, что вы либо глухие, либо нет. Это было неверно.

Женщина объяснила, что я не мог слышать определенные высокочастотные тона, и что мне было трудно слышать других в комнатах с высокими потолками или с большим количеством фонового шума. Я не мог слышать звуки “f”, “s” или “ph” и часто путал слова, например, Ирландию с Таиландом, потому что они звучат фонетически похоже. Внезапно многое из моего опыта общения с людьми в моей жизни обрело смысл. Я бормочу, говорю низким голосом и наклоняю голову влево, когда слушаю (мое правое ухо немного лучше, чем левое).

Тест, во время которого она прикрывала рот и повторяла предложения, подтвердил ее подозрения, что я читаю по губам (и, вероятно, всегда читал). Она пришла к выводу, что без чтения по губам я пропускал около 15% каждого предложения. У людей с потерей слуха чтение по губам происходит подсознательно: разум заполняет пробелы, используя контекст и знание мимики человека. Вот почему становится легче “слышать”, что кто-то сказал, чем дольше ты их знаешь.

До сих пор врачи не знают, родился ли я таким или это произошло в результате какого-то несчастного случая. Новость о глухоте внесла путаницу в мой взгляд на мир: я начал усердно анализировать, как я слушал и разговаривал с друзьями, чтобы попытаться лучше понять свою потерю слуха. Перебирал детские воспоминания, безуспешно пытаясь точно определить момент времени, когда потеря была очевидной. Это сделало меня осторожным, параноидальным и любознательным. Я постоянно следил за собой и начал строго судить себя, когда что-то упускал.

Врачи прописали мне слуховые аппараты, и я носил их в течение следующих двух лет. Но постепенно я решил перестать их носить. Причин для этого было множество, и они остаются неизменными и по сей день.

Прежде всего, с практической точки зрения, я обнаружил, что меня отвлекают звуки, которые улавливают мои слуховые аппараты. Вместо того, чтобы улучшить мою жизнь, они отвлекали меня от текущего момента: все, на чем я мог сосредоточиться, это шорох травы под ногами или электронный писк холодильника, когда я оставлял дверцу открытой. Мне сказали, что это обычные звуки. Но когда я их услышал, они меня просто раздражали.

Мне хотелось также доказать, что могу добиться успеха в жизни без них. В основном у меня есть все: жена, дом и стабильный доход. Но это ничего не гарантирует. Мне удалось закончить школу, не нуждаясь в дополнительной поддержке, и на горизонте маячил мой университетский опыт.

Еще подростком я испытывал смущение. Это не значит, что ношение слуховых аппаратов каким-либо образом смущает – но в 15 лет у меня это происходило. Теперь понимаю, что это устаревшая точка зрения. Для меня не ускользнули чудесные возможности слуховых аппаратов и то, что они могут изменить жизни людей.

Однако мое смущение было настолько сильным, что, несмотря на то, что на меня чуть не напали из-за моего слуха, я все еще не хотел их носить. Я ослышался во время ночной перепалки с кем-то, и он воспринял мой искренний озадаченный ответ как саркастический вызов, что привело к нападению до приезда полиции. Мои проблемы со слухом вызывали немало беспокойства в ночных клубах, на вечеринках и в общественных местах. Мою естественную склонность читать по губам путали с тем, что я “разглядывал людей”.

Моя потеря слуха все же не такая серьезная, как у других. При обычном разговоре один на один, в тихой обстановке, я слышу довольно хорошо (при некотором чтении по губам). Некоторые люди даже не подумали бы, что я плохо слышу. Но я скрывал это всю свою жизнь. И если бы вы застали меня в переполненной комнате с высоким потолком и сильным фоновым шумом, то бы смогли это заметить.

Сейчас я не ношу слуховые аппараты, потому что никогда не знал жизни с ними. Меня до сих пор спрашивают: “Почему ты не носишь свои слуховые аппараты?”, особенно когда моей жене надоело спрашивать меня об одном и том же дважды, но на этом все. Ежегодно прохожу проверку слуха, чтобы убедиться, что он не ухудшается. Каждый раз врач спрашивает меня о ношении слуховых аппарато, каждый раз я объясняю, почему не ношу.

Отказ от слуховых аппаратов показал мне, что я могу добиться успеха без посторонней помощи. Иногда лучше всего то, что подходит тебе, несмотря на то, что о тебе говорят люди. Но, прежде всего, это дало мне возможность понять нюансы жизни инвалидов, а не только глухих.

03.10.2023

На базе штаба общественной поддержки состоялся мастер-класс по сурдопереводу

Председатель Архангельской городской организации Всероссийского общества глухих, сурдопереводчик Светлана Ватага провела мастер-класс в штабе ...

Эксперт призвала принять в РФ закон о взаимодействии с людьми с нарушениями речи

Предлагаемый документ должен определять стандарты коммуникации и обязывать госорганы и компании нанимать сотрудников, умеющих общаться с людьми с ...