DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

ТЖ: ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЖЮРИ И УЧАСТНИКОВ ФЕСТИВАЛЯ

И вот настал самый главный, самый зрелищный, самый ожидаемый, самый волнительный финальный день Международного фестиваля театральных искусств «Территория жеста 2021». Хотя гала-концерт должен был начаться лишь вечером, в здании Театра мимики и жеста – площадки фестиваля – было с утра людно. Все участники находили, чем заняться.

Вот делегация из Ташкента (Узбекистан) попросила режиссёра из Минска сделать фото на крыльце ТМЖ. Дружба народов в действии, и это один из важных факторов «Территории жеста», на которой мы все – прекрасно относящиеся друг другу жители этой территории.

Очередь за питанием. Все дни фестиваля гостей исправно кормили по расписанию буфетчики из «Арт-Кафе». Искусство искусством, но голодный желудок не должен влиять на уровень артистизма и вдохновения.

Обед или ужин в фойе театра – прекрасный повод к общению людей, давно не видевших друг друга, а также – возможность новых знакомств. Где ж ещё москвич может поболтать с узбечкой, а тувинка перекинуться словом (точнее, жестом) с удмуртом?

По собственной инициативе участники фестиваля и поклонники их творчества организовывали в фойе немудрящие, но забавные игры, типа «поймай платочек» и тому подобное. Атмосфера праздника и отдыха на «Территории жеста» никогда не испаряется.

Всегда можно было прибегнуть к услугам фотоавтомата, бесплатно выдающего карточки, на которых запечатлевались самые разные гримасы и ужимки веселящихся гостей фестиваля.

Только волонтёры, не зная сна и отдыха, каждый день с утра до вечера помогают и зрителям, и артистам, и организаторам. Последние ЦУ в финальный день театрального торжества им раздаёт руководитель по оргработе на «Территории жеста» Алина Лупоокова.

На сцене идут репетиции артистов, которые примут участие в финальной программе фестиваля. Праздник обещает быть фееричным, а для некоторых участников фестиваля – вообще улётным, когда они получат призовые кубки по номинациям!

Один час был отведён на встречу участников фестиваля – руководителей коллективов, режиссёров и самих артистов – с членами жюри, которое все эти 5 дней безвылазно просматривало череду самых разных представлений, шедших на сцене Театра мимики и жеста. Пообщаться с зрителями прибыли двое членов жюри – директор санатория «Маяк» Людмила Семушева и глава Санкт-Петербургского театра глухих Владимир Бочаров.

Судьи хотели поделиться своим мнением о том, что они видели в течение этой театральной пятиднёвки, а слушатели – узнать мнение опытных, можно сказать, профессиональных зрителей и намотать полученные сведения на ус. Некоторые из участников втайне, как они сами признавались, ждали – вдруг представители судейской коллегии случайно дадут понять, кто может рассчитывать на призовое место.

Людмила Семушева – ветеран судейской группы «Территории жеста»: уже третий год фестиваль не обходится без директора санатория «Маяк». Поэтому ей есть с чем сравнивать:

— Судить было непросто, потому что уровень выступающих был примерно одинаковым. А кубок в каждой номинации один. Прямо хотелось его расколоть на части и вручить каждому!

Слушателям втолковывали, что не следует рассматривать подготовку к фестивалю, как дело, не требующее особых вложений и нервов. Семушева призывала самодеятельных артистов не пропускать репетиции у себя дома:

— Нельзя кое-как сообразить постановку, и выносить её на суд зрителей без тщательной шлифовки. Я понимаю, что нельзя предъявлять вам такие же требования, как к профессиональным артистам. Вы все работаете, крутитесь, зарабатываете на жизнь, и вам нелегко находить время для любимого хобби. Но всё-таки вы готовились к фестивалю международного уровня! А чаще как бывает? Собрались, придумали, что показать, провели три репетиции – и покатили в Москву. Зачем? Чтобы пообщаться, повеселиться, людей увидеть и себя показать? Это, конечно, тоже хорошо, главное не победа а участие, но – всё-таки следует подумать и постараться!

Людмила Семушева посоветовала всегда приглашать на репетиции какого-нибудь профессионала со стороны. На спектакль – режиссёра, на танец – хореографа и так далее. Чтобы специалист хоть один раз пришёл, подметил огрехи и подсказал, как их устранить.

Другой судья, директор питерского театра глухих Владимир Бочаров был более жёсток, чем его только что выступавшая коллега. «Вы читали положение о фестивале? Какие критерии качества представления там были указаны?» – вопросил он зал. Невнятные ответы его не устроили:

– Мы судили по четырём критериям: профессиональное мастерство, художественный уровень, соответствие костюмов и антуража и сценическая культура. Вот это вы должны всегда учитывать, когда собираетесь привезти спектакль на фестиваль.

Бочаров подметил, что наличие прекрасного костюма ещё не означает успеха: сценический наряд – это оболочка, в оболочке должно быть содержание. И если человек просто вышел в этом костюме на сцену, отбарабанил положенные реплики, сделал заученные движения, то одежда на нём не играет, а просто висит, как на манекене.

Владимир Бочаров начинал свою речь спокойно и вальяжно, но потом увлёкся, как и положено профессионалу, обсуждающему любимую тему. Когда он рассказывал про актёрские эмоции, то все больше наблюдали за его собственными эмоциями. Зритель, убеждал Бочаров, должен верить тому, что происходит на сцене, забывая, что это просто спектакль:

— Если вы играете бабушку, то бабушка должна быть такая, чтобы все верили, что это старушка, а не молодая актриса под гримом! Входите на все сто процентов в образ, чтобы мимика лица, движения, манеры соответствовали персонажу, которого вы играете!

Участники встречи не отмалчивались, задавали вопросы, уточняли моменты. Была короткая дискуссия о том, сколько времени должны идти репетиции, чтобы представление удалось. Если артисты-любители назвали максимум полгода, то директор санкт-петербургского театра глухих говорил о годе как минимум.

Важный технический момент театральной работы открыла Людмила Семушева:

— Почти у всех были проблемы со светом: я сидела в пятом ряду, и были моменты в ваших замечательных спектаклях, когда кто-то оказывался в тени, и я не понимала, что он там говорит на жестах. Свет – это ваша проблема. Перед каждым спектаклем на репетиции вы должны идти к осветителям, договариваться с ними, в какой момент и куда будет направлен свет софитов, где следует выключить слишком яркую подсветку, а где добавить прожекторных лучей.

Ещё на многие моменты и казусы пришлось обратить внимание слушателям этой встречи. Стоит ли вести разговор на жестах, встав спиной к зрительному залу? Как должен играть актёр, чтобы зритель сопереживал персонажу пьесы? Почему нельзя стендаперу слишком волноваться и слишком стараться при выступлении?

Что отметили Бочаров и Семушева: во всех спектаклях и прочих представлениях был выразительный и понятный жестовый язык. Не было торопливости, зажёванности реплик, когда зритель просто не успевает понять, что сказал тот или иной герой пьесы. В целом, встреча участников фестивального конкурса с представителями судейской коллегии вылилась в полноценный мастер-класс – ещё один в дополнение к уже прошедшим в ходе фестиваля обучающим семинарам сценической направленности.

08.11.2021

В Барнауле поставили спектакль со слабослышащими актёрами

Первыми постановку увидели жители краевой столицы.А сейчас артисты находятся в Москве (со 2 по 6 ноября), чтобы выступить с премьерой на всероссийском ...

ТЖ: ВЫСТУПЛЕНИЯ В НОМИНАЦИЯХ «НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ» И «СОВРЕМЕННЫЕ ТАНЦЫ»

Одним из самых зрелищных и самых понятных любому – слышащему и неслышащему зрителю – этапов Международного фестиваля театральных искусств ...