Новые правила обучения в ВУЗе: инвалидность, каникулы, перевод, ускоренное обучение
С 1 сентября 2022 года в силу вступает новый приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 245 от 6 апреля 2021 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Срок действия приказа составляет 6 лет со дня вступления его в силу. Данный документ был опубликован на официальном портале правовой информации 16 августа 2021 года.
После вступления в силу нового приказа Минобрнауки следующие правовые акты будут признаны утратившими силу:
-
Текущий приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 года №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
-
Пункт 3 изменений, которые вносятся в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 17 августа 2020 года № 1037.
Прежде всего, стоит отметить, что настоящий порядок является обязательным для всех образовательных организаций, которые осуществляют деятельность по образовательным программам высшего образования бакалавриата, специалитета и магистратуры.
Обучение граждан с ограниченными возможностями
В соответствии с ч.1 и ч.8 ст. 79 ФЗ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», содержание высшего образования по образовательным программам и условия организации обучения для людей с ограниченными возможностями определяются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (при наличии). Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Образовательная деятельность инвалидов проводится с учетом их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. При этом занятия могут быть организованы как совместно с другими обучающими, так и в отдельных группах или организациях.
Учреждения создают специальные условия для обучения студентов с ограниченными возможностями. К таким условиям относятся специальные образовательные программы, методы обучения и воспитания, специальная литература, пособия, дидактические материалы, технические средства, услуги ассистента, проведение коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание образовательного учреждения и остальные условия, без которых обучения человека с ограниченными возможностями может быть затруднено.
В соответствии с ч.11 ст.79 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организация должна бесплатно предоставить специальные учебники и учебные пособия, иную учебную литературу для обучения, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Ограничения по зрению
Для того чтобы обеспечить доступность получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья по зрению, учебное заведение должно обеспечить инвалида альтернативной версией своего сайта (для слабовидящих), расписание учебных занятий должно быть размещено на доступных местах крупным рельефно-контрастным шрифтом на белом или желтом фоне. Также справочная информация и расписание должны быть продублированы шрифтом Брайля. Печатные материалы необходимо выпустить в альтернативных форматах, например, аудиофайлы или с крупным шрифтом.
При обучении данного лица должен присутствовать ассистент, который оказывает помощь студенту по необходимости, а также обучающийся должен иметь доступ к зданию образовательной организации с собакой-проводником (при наличии).
Ограничения по слуху
Учебное заведение должно обеспечить визуализацию звуковой справочной информации, например, при помощи мониторов с субтитрами. О том, сколько их будет и каких размеров организация должна исходить из размеров помещений, где необходим такой инструмент.
Также необходимо обеспечение обучающихся звуковыми и визуальными средствами воспроизведения той или иной информации.
Нарушение опорно-двигательного аппарата
Лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо обеспечить беспрепятственный доступ во все необходимые помещения (учебные аудитории, столовые, туалетные и другие). В таких местах предусматривается наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, социальные кресла, локальное понижение стоек-барьеров и других приспособлений.
Язык обучения
В соответствии с ч.2ст.14 ФЗ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Язык или языки образования определяются локальными нормативными актами образовательного учреждения и соответствуют законодательству РФ.
Если нормативные акты организации не устанавливают иные языки, то образовательная деятельность ведется на государственном языке страны.
При этом в некоторых образовательных организациях может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик РФ в соответствии с законодательством республик. Однако такое преподавание и изучение не должно осуществлять в ущерб государственному языку. Это следует в том числе из ч.3 ст.14 ФЗ от 29 декабря 2012 года№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Опираясь на ч.5 ст.14 ФЗ от 29 декабря 2012 года№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», также стоит отметить, что получить высшее образование обучающийся может и на иностранном языке в соответствии с с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами в образовательном учреждении.
Факультативы и элективы в ВУЗах
Приказ Минобрнауки гласит, что образовательная организация обеспечивает обучающихся необязательными факультативными и обязательными элективными дисциплинами. Такие возможности позволят заинтересованному студенту получить дополнительные знания по тем или иным модулям. Помимо этого, ВУЗ обеспечивает одновременное получение сразу нескольких квалификаций, но в порядке, который установлен локальным правовым актом.
Сроки обучения и каникулы
Периодами высшего образования принято считать курсы (учебный год), которые в свою очередь включают в себя периоды обучения – семестры/триместры или периоды освоения модулей. При этом образовательные учреждения самостоятельно выделяют периоды обучения в рамках курса и периоды освоения модулей. Также обучение может вестись одновременно по семестрам/триместрам и периодам освоения модулей.
366 дней – максимальная продолжительность одного учебного курса. Данный срок включает в себя как время обучения, так и каникул.
Согласно порядку, учебный год начинается 1 сентября, однако этот срок может быть перенесен максимум на 2 месяца. Это касается только очной формы обучения.
Срок начала учебного года для студентов очно-заочной, заочной или дистанционной формам обучения организация устанавливает самостоятельно.
Продолжительность каникул в образовательном учреждении зависит от продолжительности учебного года, если иное не установлено федеральным государственным образовательным стандартом:
-
От 49 до 70 дней каникул при продолжительности учебного года > 300 календарных дней.
-
От 21 до 49 дней каникул при продолжительности учебного года не менее 100 и не более 300 календарных дней.
-
До 14 дней каникул при продолжительности учебного года < 100 календарных дней.
Проведение образовательных занятий в выходные и праздничные дни невозможно.
Перевод на другую специальность в ВУЗе
Согласно 29 пункту приказа учебное заведение вправе предоставить студентам возможность перевода на другую образовательную программу (специальность) в ВУЗе. Для этого обучающийся должен окончить обучение второго курса (бакалавриат), второй или третий курс (специалитет). Образовательная организация может принять решение о переводе и в другие сроки обучения. Перевод осуществляется на конкурсной основе в порядке, который установлен локальными нормативными актами организации.
Ускоренное обучение
Некоторые студенты имеют право на освоение образовательной программы в ускоренном темпе. Такую возможность имеют следующие студенты:
-
Имеет среднее профессиональное, высшее или дополнительное образование.
-
Обучался или обучается по программам среднего профессионального, высшего или дополнительного образования.
-
Имеет способности/уровень развития, позволяющие освоить образовательную программу в более короткий срок.
Студент может соответствовать одному или сразу нескольким вышеописанным критериям и подать соответствующее заявление. В таком случае образовательный процесс будет проходить по индивидуальному учебному плану.
Подробная информация или отдельные аспекты устанавливаются в локальных нормативных актах образовательного учреждения.
Можно ли зачесть экзамены и практики, которые сданы в других ВУЗах
Пункт 35 правил устанавливает, что обучающийся имеет право на зачет результатов изучения дисциплин или других компонентов (в том числе практик), которые были освоены при получении среднего профессионального, высшего или дополнительного образования.
Результаты дисциплин, освоенных обучающимися в других организациях, учитываются в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 ФЗ.
При этом зачет результатов обучения, освоенных обучающимися внутри организации, осуществляется в порядке и формах, установленных локальным нормативным актом организации.
Ознакомиться с полной версией документа вы можете на нашем сайте - Приказ Минобрнауки РФ от 6 апреля 2021 года №245 – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности высшего образования.
www.garant.ru
31.08.2021