Трагическая судьба Эрика Тотьмянина
В этом году председателю Ленинградского облотдела ВОГ Эрику Михайловичу Тотьмянину исполнилось бы 100 лет.
Родился он в 1901 году в Перми, по национальности – зырянин. Слух потерял в семь лет. Увлекался с детства лепкой, поэтому, приехав в Москву, поступил на скульптурное отделение ВХУТЕМАСа. Тогда же, после знакомства с Савельевым, стал активистом ВОГ. Избирался на I и II съездах ВОГ секретарем и членом правления.
В 1929 году была собрана конференция по вопросам укрепления руководства Ленинградской организации Общества. П. Савельев рекомендовал кандидатуру Э. Тотьмянина. Хотя ленинградцы его не знали, но поверили Петру Алексеевичу.
Так Тоьмянин переехал заступил на пост председателя Ленинградского областного отдела ВОГ, сохранив весьстарый малочисленный штат.
Мое личное знакомство с ним состоялось весной 1930 года, когда он с руководством пришел к нам в школьную слесарную мастерскую и принес эскиз с просьбой изготовить из жести “кубышки” для сбора денег у населения в предстоящий трехдневник “Береги слух”. Работу выполнили быстро.
Три дня мы, старшеклассники, ходили с “кубышками” по городу. Позже нам рассказали, что собранные деньги были переданы на нужды готовящегося к открытию Ленинградского научно-практического института по болезням уха, горла, носа на Бронницкой улице. Эрик Михайлович, как депутат Ленсовета, добился пристройки 4-го этажа института, а также валюты на приобретение дефицитной аппаратуры.
В течение трехдневника Тоьмянин посетил судостроительный завод по вопросу трудоустройства глухонемых. Его привели в шумовой цех, в котором из-за грохота слышащие рабочие частично теряли слух, становясь инвалидами. Сварка металлов еще не была изобретена, ее заменяли массивными заклепками. Тотьмянин поспешил в тот самый институт на Бронницкой с предложением провести эксперимент.
Группу из числа безработных глухих направили в шумовой цех завода, где она быстро освоила профессию. Грохот и шум им в работе не мешал. Эксперимент удался. В отделы ВОГ полетели заявки от разных предприятий с подобными цехами. Так по инициативе председателя ЛенВОГ появилась практика группового трудоустройства инвалидов по слуху на крупные фабрики и заводы. Для упорядочения работы по трудоустройству Тотьмянин договорился с биржей труда о выделении специального сотрудника – за счет средств Общества.
Тотьмяниным была организована швейная фабрика им. П. А. Савельева в Кирпичном переулке. По инициативе Эрика Михайловича и председателя горотдела ВОГ М. Вишневского с 1944 года у глухих ленинградцев появилась своя многотиражка “Ударник”.
Немало внимания уделял Тоьмянин подготовке спортсменов к предстоящей Первой Всероссийской спартакиаде. Наши спортсмены-энтузиасты после работы и по выходным отдавали время тренировкам даже самовольно занимая пустующие спортплощадки. По этому поводу немало приходилось Тотьмянину улаживать конфликтов.
В итоге наш коллектив занял на спартакиаде первые места по 6 видам спорта. Недаром, через 25 лет, к команде СССР, выступившей на VIII Олимпийских играх в Милане, большинство составляли ленинградцы.
Но наступил тридцать седьмой год…
В короткой справке, предоставленной мне комитетом госбезопасности Ленинградской области сообщалось, что Эрик Тоьмянин был арестован 1 ноября 1937 года и по постановлению Особой тройки от 19 декабря этого же года приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 24 декабря 1937 года. Лишь спустя много лет Эрик Михайлович был реабилитирован псомертно.
Вскоре выявились новые подробности «дела Тотьмянина».
Из материалов архивно-следственного дела №П-18209: решением Особой тройки УНКВД ЛО за участие в антисоветской террористической организации, созданной агентом гестапо Альбертом Блюмом среди глухонемых Ленинграда были осуждены и приговорены к высшей мере (расстрелу) 34 человека. В их числе был и председатель облотдела ВОГ.
Еще 19 глухим дали десятилетние срока.
А вот в 1939 году те, кто «раскрыл заговор глухонемых», сами попали в жернова следствия. На скамью подсудимых сели работники ОБХСС и сурдопереводчица.
В отношении оставшихся в живых 19 глухих дело было прекращено. В 1955 году Военным трибуналом ЛенВО были реабилитированы все репрессированные по «делу Тотьмянина» лица.
В 1994 году газета «Вечерний Петербург» опубликовала под номерами с 8602 по 8635 имена репрессированных глухих ленинградцев.
Павел Савельев очень переживал, все время пытался выяснить суть ареста Тотьмянина. Я, как мог, успокаивал его, заверяя, что скоро со временем все выяснится.
Приведу пример, ярко показывающий атмосферу тех довоенных лет. Драматический коллектив глухих проводил генеральную репетицию спектакля к ХХ годовщине Великого Октября. Тут к сцене подошли, не поздоровавшись и не предъявив документы, двое в штатском и с суровыми лицами.
- Кто тут Тагер? – спросили они.
Кто-то показал пальцем, и Тагера сразу увели. Через пару дней пришли с обыском в Домпросвет, в кабинет Тагера. Один копался в письменном столе, другой, встав на стул, брал с полок толстые, старинные тома в кожаном переплете, перетряхивал, бросал на пол. Я сделал ему замечание:
- Зачем бросаете? Пожалуйста, кладите на стол!
Тот который обыскивал стол, черкнул на бумаге и подвинул мне: МОЛЧИ. ИНАЧЕ ТЕБЯ ТУДА ЗАБЕРЕМ. Я понял, что шутки плохи и замолчал.
Вот какие были времена, если кто-то уберегся – считался счастливчиком…
Д. ГИНЗБУРГСКИЙ
"Мир глухих"
02.12.2001