Общество глухих

Слабослышащие дети получают профессиональные навыки в школе-интернате

В школе-интернате для слабослышащих детей города Махачкалы живут, учатся и осваивают навыки профессии ребята со всего Дагестана с дошкольного возраста и по окончанию вспомогательной школы – до 10 класса. Воспитанники интерната шьют, ткут ковры, рисуют, танцуют и участвуют в драмкружке.

Преподаватель кружка вышивания, кройки и шитья Патимат Нажмутдинова с гордостью показывает работы своих учениц, демонстрирует нарядные и яркие костюмы для выступления школьного ансамбля, которые пошиты в этом классе. Все виды рукоделия и детского творчества представлены ярко и красочно: национальные костюмы, цветастые испанские юбки и украшенные монистами женские наряды, вышитые полотна – бисером, крестиком, бусами. Под руками юных рукодельниц оживают яркие птицы и звери, распускаются цветы.

Патимат Нажмутдинова работает в школе-интернате 23 года - практически со дня его открытия. По ее словам, к каждому ребенку нужно искать подход и суметь заинтересовать. Спектр занятий самый разнообразный, даже дети с ДЦП не остаются без внимания и находят себе занятие по душе и возможностям.

«У каждого ребенка в этой школе разная степень тугоухости, есть и полностью глухие, но оттого кажется, что они, живя в этом сообществе, учась и помогая друг другу, находят взаимопонимание, строят свои взаимоотношения таким образом, что не ощущают себя обделенными, в чем-то лишенными. В каком-то смысле они – самодостаточны, в этом небольшом мирке все устроено для их удобства, их понимают и преподаватели, и сверстники. Гораздо больше сил, терпения и даже мужества потребует от каждого из них взрослая жизнь вне стен этой школы-интерната, в мире, где все – не такие, как ты. Здесь тебя хорошо понимают, ты не отличаешься от других и не чувствуешь никакого барьера», - говорит Патимат Нажмутдинова.

В классе также стоит ткацкий станок, на котором ученицы со знаменитой в республике ковровщицей Изаят Меджидовой своими руками ткут дагестанский ковер. «Первое время мне было трудно привлечь их внимание. За год в течение учебного процесса мы на этом станке можем выткать один ковер, но он дорогого стоит. Дело в том, что мои ученицы не только получают понятие о существовании такого вида прикладного искусства как ковроделие. У моих детей более правильное понятие о ковроделии. Дело в том, что они научены почти утраченному в годы советской власти методу - ткания двойным утком. В Дагестане долгие годы все фабрики работали одинарным утком, что неизменно сказывалось на качестве и внешнем виде изделия. Этот старинный метод, которым я сама овладела еще в детстве, я часто встречаю в своей работе в музее, когда мне приходится сталкиваться с реставрацией раритетных ковров», - делится Изаят Меджидова.

О талантах, которые развиваются в стенах этой школы, широко известно и за ее пределами. Ребята наравне с учащимися других общеобразовательных школ республики демонстрируют свое мастерство в выставках детского творчества, проводимых ежегодно. И неизменно их работы занимают призовые места. Но отдельного рассказа заслуживает ежегодный муниципальный творческий конкурс среди детей-инвалидов «Мы – дети одной отчизны», проводимый по инициативе главы администрации города Махачкалы Саида Амирова. В нем активное участие принимают воспитанники этой школы-интерната.

Жюри конкурса тогда впервые столкнулось с необходимостью объективной оценки мастерства, таланта и умения детей с различными нарушениями здоровья и ограничениями в разных сферах жизнедеятельности. Гран-при был единодушно присужден хореографическому ансамблю школы-интерната для слабослышащих детей города Махачкалы. В номинации «вокальное пение» первое место также присуждено хору детей из махачкалинской школы-интерната для слабослышащих. Надо отметить, что эти ребята – практические глухие, у многих из них до обучения в школе не была развита речь. Самоотверженный труд педагогов превратил их в слаженный хор, который музыку усваивает с помощью языка мимики и жестов.

По итогам блистательных побед в одном из конкурсов был издан красочный иллюстрированный буклет. Фото ребят о многом говорят – кто-то из них в инвалидной коляске, кто-то опирается на руки родителей и педагогов. В руках их – заслуженные тяжким трудом и стремлением к победе дипломы и призы, а в глазах – гордость и надежда. Все они получили призы из рук главы администрации города Махачкалы Саида Амирова, побывали в кабинете мэра столицы Дагестана и унесли домой массу незабываемых впечатлений.

Многие из конкурсантов тогда впервые вышли не только на лучшую в республике сцену, но и вообще показались среди незнакомых людей. «Мы – разные, но мы – дети одной Отчизны» - слова, звучавшие лейтмотивом конкурса. Он стал демонстрацией того, что нет никаких ограничений в творчестве ребенка.

http://www.riadagestan.ru

20 января 2010 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь