Общество глухих

Чтобы дети гордились родителями, а родители – детьми

Чтобы дети гордились родителями, а родители – детьми: На вопросы “Вечерки” отвечает первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова

На вопросы “Вечерки” отвечает первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова

Выбор цели
– Людмила Ивановна, по традиции, в конце года принято подводить итоги, намечать планы на будущее. Чем запомнился вам этот год – Год семьи, какие самые яркие впечатления, что останется в памяти, что вас радует, что огорчает?

– Знаете, мне часто задают вопрос: дескать, что это в Москве вечно придумывают – то Год ребенка, то Год равных возможностей? Не компанейщина ли это, не погоня ли за красивыми лозунгами? Что будет потом, когда очередной “именной” год закончится? Например, Год ребенка? Как вы помните, 2007-й завершился принятием целого ряда законов, которые закрепили все, что было предоставлено семьям, детям в рамках программы Года ребенка. Мы приняли специальную концепцию, которая называется “Десятилетие детства”, она определила те подходы, которые должны быть реализованы в каждом последующем году, на 10 лет вперед. То есть во всех планах, бюджетах, во всех наших решениях, которые будут приниматься на законодательном и исполнительном уровнях, мы должны всегда иметь в виду, что тема детства для нас приоритетна.
Что такое Год равных возможностей или Год семьи? Всякий раз это начало, рывок, форсаж, если хотите. Это выбор цели, под которую определяются задачи, формы работы и ответственности; выделение материальных и финансовых ресурсов, обеспечение контроля – государственного и общественного. Вы помните, как мы начинали Год ребенка?
– Семь принципов?
– Совершенно верно, мы приняли семь принципов, семь правил, по которым должен жить наш город. Город, где должны быть созданы условия для счастливой и безопасной жизни наших детей. Посчитали, сколько нам потребуется для этого средств. Создали целую систему общественного контроля за выполнением программы.
Результаты были ощутимы, помимо прочего, в столице повысилась рождаемость…
– И стотысячные малыши-москвичи, которые родились в конце прошлого декабря…
– Да, то была для нас огромная радость! Сейчас этим ребяткам исполняется годик, я собираюсь их навестить – не всех, конечно, всех невозможно. Надеюсь, встречать нас будут с хорошим настроением, а тут и Новый год скоро, двойной праздник. Если хотите, могу вас, журналистов, взять с собой.
– Конечно, хотим! Обязательно, Людмила Ивановна, мы ведь тоже о них писали, из виду не теряли; у “Вечерки” даже своя подшефная многодетная семья есть, мы с ними дружим, помогаем им.

Когда мечта становится реальностью
– Дружить – это прекрасно, и вообще все, что касается семейных ценностей, – тема необъятная и благодарная. Совсем недавно я была на презентации программы, за которую взялся наш Департамент семейной и молодежной политики, это интерактивный семейный конкурс “Московская семья-2008”. Тысячи москвичей уже принимают в нем участие, на специальный сайт в Интернете присылают свои рассказы и эссе – я начала их читать и просто не могла оторваться! Настолько интересно, действительно живой разговор с живыми людьми.
Вот одна женщина описала случай, как она с трехмесячным малышом на станции метро “Добрынинская” увидела “комнату матери и ребенка”. Причем для нее это была полная неожиданность, но неожиданность приятная и очень “по делу”, поскольку ей как раз нужно было перепеленать малыша и она мучилась мыслью, что сделать этого в метро негде, неудобно и т. д.
И вот – пожалуйста, как по заказу… Знаете, когда я прочитала эти строчки, я искренне порадовалась! Ведь это была одна из идей Года ребенка, которая проросла и воплотилась в нашу повседневность. Когда мы начинали, мы только мечтали о том, что в Москве появятся так называемые “уголки безопасности”, или “островки безопасности”...
– Помните, вы нам об этом рассказывали, Людмила Ивановна, когда приходили в “Вечерку” в самом начале Года ребенка – именно как об идее.
– Да, в 2007-м это была еще мечта, а сейчас уже созданы 60 таких “островков” в Московском метрополитене.
Мы продолжаем над этим работать, и скоро на улицах города, на конечных остановках наземного транспорта появятся эти самые “островки”. Там медсестра измерит давление, даст при необходимости нужное лекарство. Ну и, конечно, вся “детская тема” – столики для пеленания, памперсы и т. д.
Недавно мне на пейджер написала женщина, которая одна воспитывает ребенка. Помимо всех прочих проблем, ей приходится решать и такую: нужно пойти в поликлинику, пройти обследование. Но как быть с малышом? Дома одного оставлять? Опасно, а брать с собой – так с маленькими детьми во взрослую поликлинику не пустят… Вроде бы и не такой масштабный вопрос, но касается очень многих! Мы с Андреем Петровичем Сельцовским, руководителем нашего столичного здравоохранения, вместе подумали и решили, что во взрослых поликлиниках должны быть такиедетские комнаты, где можно будет оставить ребенка под присмотром медицинского работника, пока мамы проходят нужных врачей.
Элементарная вещь, казалось бы. Но ведь именно из таких элементарных вещей и состоит жизнь людей.

Работа с душой
– Все-таки если говорить о Годе семьи: как вы оцениваете работу, которая велась в Москве в этом направлении, все ли получилось из того, что было намечено, какие самые важные выводы можно сделать?

– Хочу сказать, что нам действительно удалось многое сделать и в Год ребенка, и в Год семьи – для того, чтобы взрослым москвичам и совсем маленьким стало уютнее, комфортнее и безопаснее жить в нашем городе. Однако, подводя итоги каждого такого года, мы отчетливо понимаем, что год – не календарное понятие применительно к нашему разговору. Ну как, скажите, может закончиться Год ребенка или Год семьи? Мы что всякий раз 31 декабря закрываем тему? Ни в коем случае! Как я уже сказала, новые идеи в развитие темы возникали, возникают и будут возникать, воплощаясь в реальные дела.
Помню, в самом начале Года ребенка написала письма руководителям московских предприятий и организаций – честно говоря, не сильно рассчитывая на какой-то особенный успех.
В них высказала просьбу-пожелание: чтобы в Год ребенка они, руководители, не остались бы безучастными к проблемам семейным, к проблемам своих работников и работниц. Особенно многодетных или тех, кто воспитывает детей-инвалидов. Чтобы оказывали таким семьям чуточку больше внимания.
Наверное, кто-то от письма отмахнулся: что, мол, за “детский лепет” и филантропия? Но все-таки значительная часть московских руководителей восприняла это обращение, взяла его на вооружение. Среди таких, неравнодушных – Московская энергетическая компания, ДСК-1 и т. д. В строительном комплексе города очень хорошо пошла эта работа – там семейные праздники сегодня устраивают, подарки делают многодетным, путевки для них выделяют.
– А в этом году вы объявили конкурс на “Лучшее предприятие для работающих мам” – у нас была серия публикаций о конкурсантах, таких, как фабрика “Парижская коммуна” например.
– Да, это новая идея, которой мы пытаемся увлечь работодателей: как вы относитесь к работающей маме, к ее проблемам, радостям, горестям, насколько удобно и хорошо ей живется и работается в вашем коллективе... Кстати, конкурс будет теперь постоянным, ежегодным.
Вот мы говорим о мамах… Но как при этом не сказать о тех, кто лишен этого самого простого и великого счастья – иметь маму, дом, семью? Я говорю о нашей программе преодоления социального сиротства – мы вынашивали ее очень долго; и понятно, что все задачи, заложенные в ней, невозможно решить в один год. Ведь она связана не только с тем, что надо что-то построить, закупить, оборудовать и т. д.
Здесь мы обращаемся к сознанию людей, к душе человеческой. Это очень трудная и важная работа с семьями, которые находятся в сложных жизненных ситуациях. Снова возвращаясь к Году ребенка: мы ведь тогда мечтали, что в городе появятся специальные кризисные центры, где квалифицированные специалисты – психологи, юристы, врачи, педагоги – будут оказывать помощь этим людям. Теперь такие центры у нас есть; организована служба помощи женщинам, которые принимают решение оставить новорожденного ребенка в родильном доме – мы стараемся помочь им справиться с бедой, отговорить от этого рокового, порой непоправимого шага… Раз уж мы заговорили о роддомах, нельзя не упомянуть и о трехлетней программе по приведению в порядок детского здравоохранения – это была идея Юрия Михайловича Лужкова. 14 миллиардов рублей пойдут на строительство новых учреждений детского здравоохранения и ремонт тех, которые в этом нуждаются, на новое, высокотехнологичное оборудование, на обучение кадров.
Отдельная программа – по детям-инвалидам: в свое время Юрий Михайлович резко критиковал Департамент образования и другие наши подразделения за то, что мы бессистемно занимаемся этими вопросами.
Так родилась программа, которая охватывает весь жизненный цикл: лечение – реабилитация – обучение, профессиональная подготовка – трудоустройство. И, конечно же, приспособление среды, города, всей нашей инфраструктуры к потребностям и возможностям этих людей.

Город для всех
– Кажется, мы подошли ко второму нашему большому вопросу – наступающему Году равных возможностей.

– Да, 2009-й будет очень непростым. Этот год также выстроен по ступенчатому принципу: во-первых, определение целей и приоритетов; во-вторых, выделение средств и, наконец, обеспечение контроля. Как государственного, так и общественного.
Что касается второго пункта, то есть материальной составляющей, должна со всей определенностью подчеркнуть: даже в кризисное время при том, что нам приходится сейчас “поджимать” многие городские проекты, программа Года равных возможностей будет иметь серьезное дополнительное финансирование – более 5 миллиардов рублей.
Экономить здесь мы не будем ни в коем случае. Конечно, придется обойтись, скажем, без такого количества праздников, к которым мы уже привыкли – но это, как говорится, несмертельно. Есть вещи поважнее.
И вот какая задумка появилась у нас с Юрием Михайловичем – в ближайшем будущем объявить общегородской конкурс, который затронет решительно все сферы и отрасли жизни Москвы. В нем примут участие предприятия и учреждения транспорта, торговли, образования, культуры, спорта, медицины, быта и т. д. и т. п.
Что имеется в виду? Представьте себе дом, на котором висит табличка: “Дом для всех” или “Музей для всех”. Троллейбус, магазин, кинотеатр, театр – “для всех”.
То есть в этом доме, магазине, музее – все приспособлено для инвалидов. Подъемники, пандусы, специальные устройства. Причем не только для “колясочников”, для всех категорий инвалидов – для слабовидящих, слабослышащих граждан.
Ну а в перспективе мы решили стремиться к тому, чтобы Москва стала по-настоящему городом для всех.
О том, какая колоссальная работа нам предстоит, можно рассказывать много.
Сейчас скажу только одно, а вы вдумайтесь: у нас до 2001 года существовали правила дизайна и организации жизни города только для здоровых людей. Например, когда проектировали дома, никто и не задумывался о том, что в лифт не то что человек на коляске – даже детская коляска не проходит! В результате сегодня тысяча двести “колясочников”-москвичей живут в домах, в которые не въехать, не выехать…
– Как же быть? Стены ломать или людей переселять?
– Первое – слишком накладно и громоздко; на второе не каждый пойдет: помните поговорку про то, что один переезд равен двум пожарам? А тем более для человека в таком положении… В общем, пока мы нашли некое промежуточное решение: пользоваться лифтом со второй коляской меньших габаритов, как бы пересадочной.
Важный момент: Юрий Михайлович Лужков принял решение, что отныне один из заместителей главного архитектора города будет непосредственно заниматься и отвечать за весь комплекс проблем, связанных с инвалидами. Точно так же люди, ответственные за данную тему, будут в комплексе городского хозяйства, потребительского рынка и т. д. Ну а для социальных работников это и вовсе святое...

В одной “лодке”
– “Город для всех” – настоящий девиз Года равных возможностей. Правда, возможности у нас все равно неравные – в разных смыслах, Людмила Ивановна. Экономическом, социальном и т. д.

– Да, мы все разные – но всетаки мы вместе, как говорилось в одной рекламе… И вот здесь мне хотелось бы сказать несколько слов о вещах, очень для меня важных и значительных.
Я глубоко убеждена – общество, которое не знает и не ценит свою историю, не сопереживает своей истории, извините за громкие слова, не имеет будущего.
Мерзко и подло устраивать “пляски на костях” своих предков. Точно так же неприемлема другая крайность – когда принимают свое прошлое на веру, на ура, не вникая и не анализируя его.
Уважающая себя нация по достоинству оценивает свою историю, и мне кажется, что ключевое слово здесь именно “достоинство”. Патриотизм должен быть умным, осознанным, аргументированным.
Молодежи мы обязаны передать, по крайней мере, два чувства – это, с одной стороны, уважение к своей истории и знание ее. А с другой – понимание того, что у государства, в котором ты живешь, всегда есть цели, в реализации которых найдется место каждому.
Потому что без цели жить нельзя, потому что в сердце должно быть ощущение ТВОЕЙ страны, твоей великой родины. Долгие годы у нас и слова, и понятия эти – патриотическое, интернациональное – были как зачумленные, их боялись произносить, видя в них какие-то атавизмы прошлого.
Но если без конца повторять, что ничего хорошего в твоей истории, в твоей стране не было, если ничего позитивного в голову не вложено, то о каком будущем можно говорить? Ведь что такое чувство гордости? Не гордыни, это другое, а именно гордости? Прекрасно, если дети гордятся своими родителями, а родители – своими детьми, и все мы вместе – своими предками, своей страной, городом своим. Патриотическое воспитание – это не просто набор мероприятий героико-исторического плана, это и какие-то более высокие материи, которые дети должны осмыслить, с ними жить. Если этого не будет, если не будет уважения к людям другой культуры, другой национальности, другой конфессии, получится так: я – патриот, а все остальные – люди второго сорта, есть “мы” и есть “они”, есть “наши” и есть “чужие”.
Следует четко понимать, что друг без друга нам никуда, это наша данность, наше счастье.
И еще. Москва – город не только разных национальностей, но и разного достатка, есть супербогатые, а есть очень бедные.
Когда мы говорим об отношениях между ними, здесь может быть много слов на букву “С”: сочувствие, сострадание, сопереживание, соучастие… Возможно, даже – сотрудничество, солидарность.
Как ни странно это звучит и как ни противоречит старой поговорке про сытого и голодного.
Очень важно понять одну простую вещь: мы живем в одном городе, а значит, мы – в одной “лодке”. Если мы эту лодку будем раскачивать, то, поверьте, плохо придется всем… Недавно по телевизору показывали, многие, наверное, видели этот дикий сюжет, как двенадцатилетний мальчик на выставке для миллионеров рассуждал о том, что у него есть ВСЕ и что папа может купить ему ВСЕ… Хорошо, хоть лицо мальчишки не показали – но во что же превратили душу этого ребенка?! Повторю, мы нужны друг другу, мы, живущие на этой Земле, в нашей Москве. И если сейчас, во время кризиса, государство помогает бизнесу – а ему действительно помогают выжить, потому что от бизнеса зависит многое, в том числе и в плане социальных программ, – то и бизнес, в свою очередь, должен помочь выжить тем, кому сейчас особенно трудно. Помочь реально.
Слава богу, отдельные бизнесмены это понимают и начинают себя вести более адекватно: урезают свои корпоративы, когда безумные деньги тратятся на развлечения, пирушки и т. д.
Конечно, не надо понимать так, что раз кризис – давайте объявим всеобщий траур, погасим в городе свет, и… отменим Новый год…
– То есть кризис кризисом, а праздник по расписанию?
– Можно и так сказать.
Кстати, о Новом годе. В этом году мы отметили 10-летие проекта Великий Устюг – родина Деда Мороза. Мы так хорошо раскрутили этот проект, который начинался со скромной сказки, что родина нашего Дедушки Мороза стала весьма привлекательной достопримечательностью как для нашего, так и для международного туризма взрослых с детьми.
Согласно одному из недавних опросов по популярности Великий Устюг даже Лапландию обогнал. За минувшие годы наш Дед Мороз объехал полмира, сейчас вот в Антарктиду отправляется, будет покорять Южный полюс с флагом Москвы, Великого Устюга и Вологодской области. И даже в космос собирается… На мой взгляд, в этой игре-сказке есть хороший педагогический подтекст: ведь дети пишут письма Деду Морозу как живому, как самому близкому человеку – потрясающие порой письма-исповеди… Иными словами, проект при кажущейся легкости и сказочности очень серьезный, социальный. Я горжусь тем, что имела непосредственное отношение к его возникновению. Проект, как я уже сказала, успешно развивается; в будущем году, например, в Великом Устюге появятся северный зоопарк – филиал Московского, Большой ледовый дворец. Так что и сказка, и жизнь продолжаются…
– Спасибо вам, Людмила Ивановна, и с наступающим вас Новым годом!

Сообщаем нашим читателям, что с 1 января 2009 года изменится номер телефона для обращений граждан на личный пейджер первого заместителя мэра Москвы Людмилы Ивановны Швецовой.
Он перед вами: 783-33-90 (для Л. И. Швецовой).

Ольга МОЗГОВАЯ

23 декабря 2008 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь