Общество глухих

В стране глухих

30 сентября, в преддверии выставки уникальных видео-портретов Роберта Уилсона "VOOM Portraits Robert Wilson", легендарный художник и режиссер дал первый в России мастер-класс.

Роберт Уилсон опоздал на час, благодаря чему все успокоились и убедились, что начало лекции они не пропустят. Если бы он приехал вовремя, никто не успел бы войти в зал. За время ожидания можно было 1,5 раза посмотреть фильм о его творчестве и попытаться сфотографировать силуэт ушастого охранника, который находился прямо по центру ближайшего ко мне экрана.

В названии фигурировали слова "мастер-класс". С виду это выглядело обычной лекцией - не было ни взмахов кистью, ни демонстрации артефактов. Но по сути это был мастер-класс: маэстро учил восприятию искусства почти в стиле "будьте как дети" - "заново учитесь слышать и двигаться".

Уилсон рассказывал о событиях, ставших знаковыми для его жизни и творчества, повлиявших на него и сделавших его всем тем, кто он есть. В юности он увидел театральное представление, в котором музыка и сценическое действие не были иллюстрациями к тексту, а существовали независимо друг от друга и в то же время были вместе. Он ощутил особый "воздух" - свободу, отсутствие зажатости в этом представлении и понял, чего не хватает абсолютному большинству постановок. Мне кажется, "быть независимыми и одновременно вместе" - это ключ к гармонии во многих сферах нашей жизни.

Второй эпизод из жизни мастера - знакомство с глухим мальчиком и последующее его усыновление. Уилсон перенял у глухого мальчика способ восприятия и понял, каким должно стать искусство, чтобы быть универсальным для восприятия любого человека. Звук через движение - вот в чем главное в передаче звука. Звук, передаваемый движением, воспринимается телом, а не ушными раковинами. Как слушают животные? Они замирают и вытягиваются в струнку. Потому что они хотят услышать ранее недоступное. Действительно, когда я стараюсь понять англоязычную речь, я напрягаюсь всем телом, до боли в шее и спине. Задача художника - пытаться расслышать вибрацию звука и транслировать этот звук через искусство так, чтобы зритель (слушатель) мог почувствовать звук так, как чувствует глухой. Иными словами, не только услышать звук, но и почувствовать его. Когда первым идет движение, а за ним - звук, то звук освобождается.

В Америке Уилсон "мучал" зрителей 7-часовым немым представлением и 12-часовым спектаклем со звуком. По сравнению с этим 5-часовой фильм Родригеса выглядит детским лепетом.

Это касательно звука. А про само движение Уилсон говорил, что его нужно пытаться понять через неподвижность. Он рассказывал, что его портретируемые соглашались находиться в абсолютной неподвижности, и тогда они понимали о движении больше, чем если бы они двигались. Этому Уилсон учит актеров своего театра.

"Когда мы никак не звучим, мы начинаем понимать звук лучше, чем когда мы его производим". "Важнее всего - слушать, но слушать нужно нутром, а не только ушами".

Театр Уилсона - формальный. В формальном театре то, что ты чувствуешь, может быть твоим выражением. Чувства - первичны, и они трансформируются в форму.

Ольга Биантовская

Выставка видео-портретов Роберта Уилсона "VOOM Portraits Robert Wilson" открывается 2 октября в выставочном зале фонда "Екатерина" на Кузнецком мосту.

01 октября 2007 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь