ТЖ: ВЫСТУПЛЕНИЯ В НОМИНАЦИЯХ «НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ» И «СОВРЕМЕННЫЕ ТАНЦЫ»
Одним из самых зрелищных и самых понятных любому – слышащему и неслышащему зрителю – этапов Международного фестиваля театральных искусств «Территория жеста» являются, без сомнения, танцы. В программе хореографического искусства Четвёртой «Территории жеста» приняли участие 13 коллективов. Это больше, чем в прошлом году, да и уровень исполнения тоже повысился.
Коллектив неслышащих танцоров из Ижевска привёз «Танец в деревне». На сцену вышли Роман Николаев, Айсулу Митрукова, Екатерина Лузянина, Гульшат Ибрагимова, Борис Гарников, Анна Бочкарева, Евгений Богданов.
Неторопливые движения танца, иногда взрывающиеся динамикой, добротно сшитые костюмы, украшенные удмуртской вышивкой, даже стулья, выставленные на сцене – всё это настраивало на умиротворяющий лад и давало ощущение тихого счастья. Недаром на удмуртских нарядах красуется красный ромб, который у древних удмуртов означал дающее тепло солнце, а у более поздних поколений – олицетворял достаток, заработанный честным трудом.
Восточная сказка вошла в Театр Мимики и Жеста, когда на сцене появились танцовщики и танцовщицы из солнечного Узбекистана.
Хорезмский танец «Лязги» демонстрировали Камила Якубжанова, Муштарий Амонова, Мадина Бирюкова, Екатерина Бабитцына, Достон Кошкаров, Жавохирхон Хужаев и Александр Украинец. Древнее слово «лязги» означает «трястись». И действительно, музыка и движения танца с каждой секундой убыстряются и убыстряются, включая в себя всё больше и больше мелких движений рук, ног, тела, головы… Лязги жителей старинного Хорезма совершенно не похож по рисунку на обычно неспешные восточные танцы.
Недаром в 2019 году ЮНЕСКО внесло лязги в список нематериального культурного наследия человечества. Горячие узбекские пляски покорили зрителей. Ставивший этот танец Олег Ощепков объяснил, что лязги был выбран именно за сложность, чтобы доказать возможности неслышащих артистов.
Российская государственная специализированная академия искусств (Москва) представила «Северный танец» в исполнении Валерии Паршаковой, Татьяны Напалкиной, Константина Котереву, Иванаа Захаров, Ангелины Варгановой, Собитхона Ахмедова.
Сложно было отнести это представление к настоящим народным танцам, но всё равно оно было весьма зрелищным, энергичным и необычным, сплетающим в единую траекторию движений и этнические, и современные глобалистские элементы.
Белорусы отметились на фестивале не только спектаклем, но и хореографическим номером «Крыжачок», который станцевали Алина Шкляр, Антон Шашура, Виктория Тесловская, Леонид Городецкий, Анастасия Блужина и Роберт Кулькевич-Коровин.
Название этого массового парного танца происходит от польско-белорусского слова «крыж», что переводится как «крест»: в ходе пляски партнёры движутся как бы крест-накрест. Публика получила удовольствие, видя этот милый и весёлый танец.
«Озск мазы» («Обряд красоты») – вот как называется танец, с которым выступили на сцене Театра мимики и жеста мордовские красавицы Людмила Милехина, Татьяна Гребнева и Ирина Аверкина.
Корни танца – в древних обрядах мордовских народов, недаром названия многих их праздников начинаются со слова «озск», что означает «моление». Конечно, в номере саранских девушек была осовремененная стилизация, причём даже с венецианскими мотивами, вроде масок на модели кораблика.
Красочное зрелище в национальных тонах показал коллектив из Тывы. Зрители сразу вспомнили недавно показанный в рамках фестиваля тувинский спектакль ««Хайыраан Бот», который был таким же экзотическим действом.
Все, кто играл в том спектакле, показали своё умение в «Тувинском танце»: Шолбан Ховалыг, Севиль Оюн, Айлана Орустук, Сайлык Балчыймаа, Аржаан Ооржак, Кежик Донмут, Маады Чаяна, Чодураа Кужугет.
По сути, и здесь была рассказана история – история жизни тувинского племени: как охотятся за добычей мужчины, как создают уют женщины, как не могут друг без друга ни те, ни другие. Колорита добавляла и этническая музыка.
«Дьоьогой: табун священных лошадей» – вот как называется танцевальная композиция, которую показал коллектив неслышащих артистов из Якутска.
Состав коллектива из Республики Саха-Якутия: Сергей Платонов, Александр Борняков, Алексей Черепанов, Сусанна Павлова, Елена Скрябина, Аксинья Борнякова, Айталина Амосова. Постановку осуществила хореограф Марина Родионова. Практически тот же самый состав привозил на прошлогодний фестиваль «Якутский танец» и также получил признание публики.
«Дьоьогой» по-якутски означает «конь», и танцоры метафорически изображали табун священных лошадей, пасущихся на вольном выпасе среди величественной природы Севера. Выступление якутских артистов вызвало искренний отклик от зрителей.
Этап народных плясок закончился, и дальше грянули современные танцы. Первыми цикл открыли армянские артисты из Еревана с номером «Хип-хоп».
Глухой Айк Гобосян несколько лет назад завоевал первое место среди слышащих танцоров на конкурсе современных танцев в Армении, опередив почти 200 соперников. Сейчас он ведёт танцевальный кружок в ереванской школе для детей с нарушением слуха. Мэри Казарян – ученица Айка, и вдвоём они составили весьма гармоничную хип-хоповую пару.
Качественный хип-хоп невозможен без надлежащей физической подготовки, и армянский дуэт доказал это рядом грамотно исполненных кульбитов. Ведь название танца произошло от звуков «хип» и «хоп», которыми обозначали, если переводить дословно, «подъём – скачок». Драйв со сцены, вне всякого сомнения, передался публике.
Честь Санкт-Петербурга на этом танцевальном марафоне защищали артисты из творческого коллектива «Лексема» с номером «Перелом»: Диана Карабеджанова, Елизавета Смирнова, Софья Евдокимова, Мария Сизакова, Галина Бирулева.
Название соответствовало содержанию: ломаные резкие движения под ударный музон точно отображали ритм жизни в мегаполисе, где остановиться – смерти подобно, и поэтому необходимо двигаться дальше и дальше, несмотря ни на что.
Хорошему танцору не мешает даже выпавший слуховой аппарат. Никто не сбился, никто не растерялся, и прибор так и лежал на театральных подмостках, пока актриса не успела незаметно подхватить его во время исполнения одной из хореографических позиций. Зрители ничего не заметили, что говорит об уровне подготовки выступающих.
Москва выставила на просмотр эстрадный номер «В танце только девушки» — своего рода аллюзию на известный старинный фильм с Мэрилин Монро. Одеты артистки были соответствующе, по моде «ревущих двадцатых» годов в Европе и Америке.
В танце имелась сюжетная составляющая, и зрители увидели историю о том, как девушки под руководством строгой «классной дамы» выступают с танцем, но им мешает одна взбалмошная и хулиганистая коллега, чуть ли не срывающая выступление.
Всё происходило быстро, весело и радостно, и разлетающиеся перья от боа на шеях танцовщиц только добавляли комизма в эту разудалую запоминающуюся постановку.
Танец был поставлен Юлией Чекмасовой, а участие приняли: Анастасия Вольнова, Марина Фомина, Алла Василевская, Алла Полищук, Ангелина Семёнова, Виктория Тихомирова. Все они занимаются сценической самодеятельностью в коллективе «Вместе».
Удмуртская делегация выступила с танцем «Ритм города». Номер исполняли Роман Николаев, Айсулу Митрукова, Екатерина Лузянина, Гульшат Ибрагимова, Борис Гарников, Анна Бочкарева, Евгений Богданов.
Динамичный танец со световыми эффектами оставлял полное впечатление, что группа молодёжи таким образом веселится на улице ночного города, исполняя динамичные танцы.
Пожалуй, коллектив из Узбекистана самый активный на этом фестивале: и спектакль показал, и в номинации «Жестовый рассказ» поучаствовал, и хорезмскую хореографическую постановку продемонстрировал, а напоследок поразил всех драйвовым современным танцем «Хип-хоп Твитк».
Танец ставил режиссёр Олег Ощепков, и он же был ведущим солистом в этой угарной хореографической постановке, явным лидером отвязных хип-хоперов из Узбекистана.
Впрочем, и остальные ребята держали марку, никто не сломал рисунок или ритм сложных танцевальных экзерсисов. В выступлении приняли участие: Олег Ощепков, Камила Якубжанова, Муштарий Амонова, Мадина Бирюкова, Екатерина Бабитцына, Достон Кошкаров, Жавохирхон Хужаев и Александр Украинец.
От имени белорусов выступила пара Антон Шашура-Анастасия Блужина в танце с лиричным названием «Развей мою грусть». Номер им ставили в Белорусской академии искусств, где учатся все глухие артисты из минской делегации, приехавшей на фестиваль.
Этот номер отличался от энергичных скоростных плясок, показанных в номинации «Современный танец». Он шёл в романтической атмосфере, заставляющей вспомнить балы прошлых веков. Но тем не менее, «Развей мою грусть…» – непростой для исполнения танец, насыщенный сложными элементами и порой напоминающий фигурное катание.
7 народных и 6 современных танцев были показаны на Четвёртом фестивале «Территория жеста». Все 13 номеров, шедших подряд без перерыва, смотрелись на одном дыхании, и в зрительном зале даже удивились, когда вдруг программа подошла к концу. Вот она, великая сила искусства!
Напишите комментарий