Услышьте нас. Именитые спортсмены просят губернатора Югры помочь пристроить глухих детей в школу и детский сад
Именитые спортсмены-инвалиды по слуху из Сургута просят губернатора Югры помочь пристроить неслышащих детей в школу и детский сад
Команда волейболистов инвалидов по слуху Центра адаптивного спорта Югры из Сургута написала письмо в адрес губернатора. Именитые спортсмены, неоднократные победители российских и международных соревнований, члены сборной России, призеры Сурдлимпийских игр оказались бессильны перед системой образования. В семьях волейболистов подрастают от рождения глухонемые дети (ген передается по наследству), родителям предлагают отправить их в юном возрасте в школу-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Находится учреждение за 237 км от родительского дома в Излучинске. При этом в Сургуте есть специализированный детский сад и школьные классы для глухих детей, но по разным причинам спортсмены вот уже несколько лет не могут туда попасть. Команда волейболистов попросила помощи у Натальи Комаровой. Инициативу поддержали и другие атлеты Центра адаптивного спорта Югры с нарушением слуха.
Перспективы пугают
Заслуженный мастер спорта России Максим Салмин вместе с супругой Ириной воспитывают двухлетнего сына Диму. Все трое членов молодой семьи от рождения не слышат, а значит, и не разговаривают. Но недуг не мешает им строить полноценную жизнь. Мама и папа профессионально занимаются волейболом. Познакомились на тренировочных сборах. Ирина переехала к Максиму в Сургут из Санкт-Петербурга. У супруга здесь команда, стабильный заработок и большие перспективы. Немалую поддержку оказывает Центр адаптивного спорта Югры. Два года назад Максим и Ирина стали родителями. Теперь у них есть Димка. Улыбчивый, шустрый и очень общительный, несмотря на врожденную глухоту, парень. Мальчик прекрасно ладит с детьми и взрослыми, любит принимать гостей и растет второй копией папы. Скоро ему исполнится три года. Пора идти в садик. Но мест для таких, как Дима, там нет. Салминым предлагают отправить Диму в интернат.
– Главное, о чем мы сейчас постоянно думаем, – это образование нашего сына. Нас пугают те перспективы, которые предлагают педагоги. Мы не хотим отрывать ребенка от полноценной семьи, где есть родители, бабушки и дедушки, и отправлять его одного в интернат. Зачем ломать ему психику? А нам как жить спокойно, если он там один? Раньше глухих детей обучали в реабилитационном центре «Добрый волшебник». Сейчас, насколько мы знаем, там закрыты классы. Есть специализированный детский сад, но туда так просто не попасть. Работать с тотально глухими детьми никто не хочет. Берут только слабослышащих, детей, которые носят слуховой аппарат, перенесли операцию. А тех, кто от рождения не слышит, трудно куда-либо пристроить. Мы очень сильно переживаем за своих детей. В нашей команде у многих игроков точно такая же ситуация, – признается Максим Салмин.
В семье Салминых похожая ситуация уже была. Максим и его родной старший брат Константин, который играет с ним теперь в одной команде, тоже родились глухими. При этом их родители мама Роза и папа Иван совершенно здоровы.
– Родились в маленьком городе Стрежевой. Мы с мужем, когда у нас первый сын Костя родился глухим, очень растерялись. Затем родился Максим, и тоже с недугом. Мы переживали за их будущее. Нам предлагали определить их в томский интернат, но мы отказались. Мы вообще не видели смысла жизни без детей. Решили: как сможем, так и будем воспитывать. Жили всегда скромно. Я в декрете, муж водитель. Поначалу на старшего Костю мне хватало сил, а когда родился Максим, то сильно уставала. Но они ловили все на лету. Когда пришла пора идти в школу, мы попросили педагогов заниматься с ними дома. Учительница пришла и увидела, что дети очень способные, что им нужно создать условия для образования. Нам тогда в администрации помогли. В обычной школе открыли классы для глухих. Тогда много таких же глухих детей смогли вернуться из интерната в Томске домой. Все были счастливы. А теперь наши сыновья оказались в такой же ситуации. Теперь наши внуки должны доказать Сургуту, что они имеют право жить и учиться в своем городе, там где родились, рядом с родителями, – рассказывает мама Максима Роза Салмина.
Югра – сырьевой придаток?
В общей сложности речь идет о тридцати детях волейболистов, легкоатлетов и представителей других дисциплин адаптивного спорта. Большинство родителей входят в сборную округа, прославляют Югру на международных соревнованиях. Окружной департамент физической культуры и спорта много лет создавал в регионе условия для работы с инвалидами. Как итог сейчас они одни из лучших в стране. Спортсмены находятся под опекой Центра адаптивных видов спорта. Но если не будет условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья, то спортивная элита просто будет вынуждена разъехаться по другим регионам. Часть атлетов уже так и поступила.
– Эта команда очень тяжело собиралась. По крупицам собирали ребят из разных городов округа и регионов. Фактически мы с ними начинаем заниматься в двадцатилетнем возрасте, – рассказывает заслуженный тренер России по волейболу Станислав Руденко. – Они все заканчивают специализированные техникумы, получают образование в других городах. И вот когда образовался сильный костяк, все они женились, завели детей – обозначилась новая проблема. А ведь когда-то парни шутили, что их сыновья займут их позиции в команде. Паша Фатин смеялся, что его сын станет капитаном и пасующим, Владимир Шмыгин, что его – диагональным. И по сути были правы. Могли бы из своих же сургутских детей создать основу будущей команды. Вот у Артура Орликова сын занимался со здоровыми детьми в спортшколе «Аверс». Тренер его хвалил. Талантливый парень рос. Но его забрали в Излучинск. Теперь его отец Артур у меня каждую субботу выпадает из тренировочного процесса, отпрашивается, к сыну ездит. Ну, как я его не отпущу? У Володи Шмыгина – в Москве. Подрастают дети у Паши Фатина, Максима Салмина и еще нескольких игроков. Все они будут искать, куда увезти ребенка. И уедут вместе с ними. Если мы эту проблему в ближайшее время не решим, станем сырьевым придатком для таких городов, как Москва и Новосибирск. Где есть интернаты, где спортсмены не переживают за будущее своих детей. Наши талантливые дети будут уезжать туда. Я пару раз пытался пристроить детей своих игроков в школу. Обращался к педагогам, но мне не помогли. Сказали: у нас такого класса нет, мы из-за одного человека не будем параллель открывать.
Волейболисты уже направили письмо с просьбой о помощи губернатору Югры Наталье Комаровой. Аналогичную проблему испытывают не только игроки одной команды. Их уже поддержали легкоатлеты и представители других дисциплин Центра адаптивного спорта. Сейчас они все надеются, что вмешательство главы региона поспособствует тому, что образование станет доступным и для особенных детей.
Автор текста: Илюза Хафизова
Автор фото: Александр Онопа
https://ugra-news.ru
Напишите комментарий