Возрастная тугоухость

Новые сведения о возрастной тугоухости

Исследования возрастной тугоухости, проведенные Герхардом Гессе, включали в себя три этапа.

В ходе первого этапа для большой группы пожилых испытуемых (477 человек) были проверены действующие нормативные значения слуха. Полученные величины, особенно для высоких частот, соответствовали аудиометрическим значениям, приведенным в литературе. Однако в области низких и средних частот было выявлено ухудшение тонального слуха. У контрольной группы испытуемых в возрасте от 15 до 30 лет подобного ухудшения тонального слуха не наблюдалось.

Поэтому ученые пришли к выводу, что снижение остроты слуха у пожилых лиц, определенное методом тональной пороговой аудиометрии, за последние годы не претерпело изменений, разве что в низкочастотном диапазоне.

Примечательно то, что для лиц из контрольной группы, слух которых был признан нормальным по результатам тональной пороговой аудиограммы, у 30% по результатам измерений ПИОАЭ было выявлено нарушение функции внутреннего уха в начальной стадии. Это свидетельствует о начинающемся нарушении слуха, вызванном условиями окружающей техногенной среды, а также говорит о том, что содержательность результатов ПИОАЭ является ограниченной.

Полученные результаты еще раз подтвердили и тот факт, что возрастная тугоухость не является физиологической, то есть неизбежной. Как оказалось, 16% лиц старше 60 лет и 12% лиц старше 70 лет все еще обладают полноценным слухом.

Затем ученые попытались ответить на вопрос, какой вклад в возрастную тугоухость вносят два компонента: периферический (дегенерация волосковых клеток внутреннего уха) и центральный (возрастные изменения центральных или ретрокохлеарных компонентов слухового пути). При этом для оценки ретрокохлеарных компонентов использовался тест BMLD (бинауральная разность уровня маскировки).

У пациентов старше 60 лет в большинстве случаев (от 50% до 75%) была выявлена смешанная форма тугоухости. То есть в потере слуха имелись как периферические, так и центральные компоненты. Однако имелась большая группа пациентов (21% лиц в возрасте от 60 до 70 лет и даже 11,5% лиц старше 80 лет), у которых функция внутреннего уха оставалась совершенно нормальной, а потеря слуха носила исключительно центральный характер. В отличие от этого, лишь у 3,8% лиц старше 80 лет центральная слуховая обработка была совершенно нормальной, то есть потеря слуха обуславливалась исключительно повреждением волосковых клеток внутреннего уха.
На втором этапе исследований результаты, полученные для пожилых лиц с нормальным здоровьем, сравнили с результатами, полученными в гериатрической клинике для пожилых пациентов с множественными заболеваниями. Выявить статистически достоверную разницу не удалось. Как значения тональной пороговой аудиометрии, так и основные причины возрастной тугоухости соответствовали результатам, полученным для других пожилых людей. Вопреки ожиданиям, общие факторы риска у пациентов с множественными заболеваниями, особенно сердечно-сосудистыми, не оказывали выраженного действия на развитие возрастной тугоухости.

И, наконец, последняя часть исследований рассматривала протезирование пожилых людей с помощью СА. При этом подтвердился результат, характерный для общества в целом. Лишь небольшая часть людей, действительно нуждающаяся в СА для улучшения коммуникационной способности, реально приобретает их и носит. Так, только 12,4% пожилых людей имели СА, в то время как у 60% из них была выявлена потеря слуха, требующая слухопротезирования. Протезирование пациентов в гериатрической клинике находилось на более высоком уровне, здесь в нем нуждались 77%, а имели СА 28%.

На основании клинического опыта, говорящего о том, что слухопротезирование пожилых людей часто является недостаточным и неудовлетворительным, исследователи сделали важный вывод:

«Если мы действительно стремимся к реабилитации коммуникационной способности пожилых людей, у которых одной из основных причин потери слуха является нарушение центральной слуховой обработки, то мы должны искать для этого новые пути, особенно для таких направлений, как создание новых СА и слуховая терапия. При этом предпочтительным фактором может оказаться максимальное подавление фонового шума, даже за счет качества звучания».

По материалам журнала «Hоrakustik» № 12, 2004 год

Материалы нашему сайту любезно предоставлены компанией «Исток-Аудио»

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь