Нарушения слуха у детей. Детское слухопротезирование.
Начинаем серию статей, посвященных проблемам нарушения слуха у детей, особенностям детского слухопротезирования и возможностям реабилитации детей со снижением слуха.
В данной статье рассматриваются причины нарушений слуха у детей, существующие методы ранней диагностики, а также возможность и необходимость своевременного протезирования детей со сниженным слухом.
Нарушения слуха у детей встречаются чаще, чем это может казаться. В той или иной степени ими страдают около 15 из 1000 новорожденных. В 0,5% случаев это глухота и тяжелые поражения слуха, граничащие с глухотой.
Почему малыш не слышитРазличают следующие причины нарушений слуха у детей:
1. Врожденные:
- Наследственная тугоухость, то есть передающаяся из поколения в поколение
- Генетические отклонения
2. Связанные с родами (то есть действующие до, во время и сразу после родов):
- вес при рождении менее 1500 г и/или роды ранее 32-й недели беременности;
- гипоксия (кислородная недостаточность) плода;
- остановка дыхания (младенец после рождения долгое время не мог вдохнуть);
- родовые травмы;
- инфекции, перенесенные матерью во время беременности (краснуха, грипп, герпес, цитомагаловирус, токсоплазмоз);
- прием ототоксических препаратов во время беременности;
- злоупотребление будущей матери алкоголем.
3. Последствия (примерно у половины детей с нарушениями слуха):
- бактериального менингита или энцефалита;
- тяжелых форм кори или свинки;
- хронического воспаления уха;
- несчастных случаев (различные травмы);
- химиотерапии, применения ототоксических средств (особенно некоторых антибиотиков).
Кроме того, следует насторожиться в следующих случаях (так как они могут сопровождаться нарушениями слуха):
- при необычной форме наружного уха и слухового прохода;
- ограниченной подвижности рта;
- повышенном слюноотделении, которое нельзя объяснить прорезыванием зубов;
- церебральных двигательных расстройствах;
- отсутствии речи или приостановке ее развития;
- отклонениях в поведении (слишком шумные, агрессивные или, наоборот, слишком спокойные дети).
Кроме того, примерно в 30% случаев причину нарушения слуха установить не удается.
Как проверить слух младенца. Методы ранней диагностикиК сожалению, определять, слышит ли малыш, еще находящийся в утробе матери, врачи пока не научились. Но методы, позволяющие практически сразу после рождения точно сказать, слышит ли младенец, существуют. В некоторых развитых странах всех новорожденных обследуют на предмет снижения слуха. Такое поголовное обследование называется скрининг. Скрининг проводится с использованием метода регистрации отоакустической эмиссии. Это объективный метод диагностики, то есть не зависящий от реакции ребенка, поэтому он может применяться для исследования слуха самых маленьких детей, в том числе новорожденных. Он позволяет оценить состояние волосковых клеток, то есть проверяет, как функционирует улитка внутреннего уха. Это абсолютно безвредная и безболезненная процедура. В случае отклонений от нормы используются прочие методы для уточнения диагноза, определения степени тугоухости и т.д.
К сожалению, практика скрининга слуха всех новорожденных в нашей стране пока отсутствует. Поэтому, если в анамнезе мамы и малыша имеются какие-либо из перечисленных возможных причин нарушений слуха, и особенно - если в семье были или есть случаи тугоухости, родителям стоит самим проявить инициативу и как можно раньше обратиться к специалистам для проведения полного и всестороннего обследования слуха ребенка.
Важность раннего слухопротезирования.
Потеря слуха, связанная со смертью волосковых клеток внутреннего уха (а именно это причина до 90% случаев тугоухости) - явление, увы, необратимое. Ребенок с такой потерей слуха никогда не будет слышать самостоятельно. Родителям рано или поздно придется принять этот факт и начать действовать. Не следует отчаиваться: нарушение слуха - недостаток физический, но не психический. Ребенок с проблемами слуха может и должен овладеть устной речью и нормально развиваться. Для этого необходимо как можно раньше, сразу же после установления диагноза, подобрать ему качественные слуховые аппараты. Нельзя терять ни дня: наиболее благоприятный период для овладения языком - от 7-12 месяцев до 3,5-4 лет. В идеале ребенок должен быть правильно спротезирован в возрасте до 6 месяцев.
Слуховое и общее умственное развитие тесно связаны. Если ребенок не слышит, слуховой и речевой центры его мозга не получают информации и не могут нормально развиваться. Как следствие - страдают интеллект и речь. Но это не значит, что дети с нарушениями слуха менее умны, чем их нормально слышащие сверстники. Только им надо дать возможность услышать звуки.
В наше время глухонемых быть не должно. Современные методы ранней диагностики, слухопротезирования и реабилитации позволяют добиться поразительных результатов коррекции.
Ребенок с поражением слуха имеет все шансы для нормального развития и полноценной социальной реабилитации и интеграции, если:
- ему вовремя и правильно подобраны и индивидуально настроены слуховые аппараты
- он регулярно занимается с сурдопедагогом
- родители активно помогают ему развиваться.