Нарушения звукопроизношения: причины, виды и методы коррекции речевых дефектов
Способность правильно произносить звуки является неотъемлемой частью полноценного речевого развития. Частое нарушение звукопроизношения, возникающие по разным причинам, не только затрудняет коммуникацию, но и может негативно влиять на формирование личности. Но современные методики коррекции позволяют успешно преодолевать подобные проблемы.
Разновидности дефектов произношения
При нарушении звукопроизношения без потери слуха (дислалии) речь характеризуется неспособностью верно воспроизводить те или иные группы звуков. Часто встречаются:
- отсутствие звуков ("гыба" вместо "глыба", "ыба" вместо "рыба");
- замена звуков (классический случай — замена "р" на "л": "пливет" вместо "привет");
- искажение звуков (например, "картавое" произношение буквы "р").
У людей с нарушениями слуха могут возникать трудности с шипящими, свистящими звуками, а также смешение звонких и глухих согласных ввиду отсутствия их различения.
При дизартрии или анартрии, связанных с поражением нервной системы, развитие речи сопряжено со значительными сложностями. В таких случаях велика степень нарушений: затруднено произнесение не только отдельных звуков, но и целых слов и фраз.
Серьезные нарушения речевого аппарата
В случае дизартрии помимо дефектов звукопроизношения наблюдаются затруднения с дыханием, нечеткая артикуляция. Подобные отклонения обычно стойкие и требуют длительной коррекции.
Максимальной степенью нарушения является анартрия - отсутствие возможности произносить звуки, сопровождающаяся неврологическими симптомами: нарушением мимики, дыхания, затруднением движений языка, губ, невозможностью удерживать слюну.
Если вы заметили тревожные сигналы в развитии речи вашего ребенка, не откладывайте визит к специалистам. На сайте https://neurospectrum.ru/ представлена команда опытных логопедов и неврологов, готовых оказать квалифицированную помощь в восстановлении правильного звукопроизношения.
Причины возникновения проблем
Успешность коррекции зависит от верного выявления причин возникновения нарушений. Дислалия может быть вызвана:
- особенностями строения ротовой полости (губ, языка, неба, формы прикуса);
- ошибками речевого воспитания в семье (намеренное искажение звуков при общении с ребенком);
- воспроизведением неправильного произношения после окружающих;
- билингвизмом;
- снижением слуховой функции.
Дизартрия и анартрия связаны с патологиями центральной нервной системы, вызванными перинатальной энцефалопатией, инфекциями, генетическими заболеваниями, ДЦП, инсультами, травмами головы.
Комплексный подход к коррекции нарушений
Если ребенок не говорит — что делать? Первым шагом станет диагностика, позволяющая определить характер нарушения и его первопричину. Затем выстраивается индивидуальная программа коррекции, которая потребует вовлечения как логопедов, так и врачей смежных специальностей при необходимости медикаментозной терапии или хирургического вмешательства.
Преодоление речевых проблем требует выявления первопричины и построения индивидуальной программы. Простые дислалии успешно корректируются логопедами. При диагнозе дизартрия может потребоваться предварительная медикаментозная терапия или хирургия.
Залог успеха - правильно подобранная стратегия коррекции, учитывающая специфику конкретного нарушения. Применение универсальных методик не гарантирует достижения цели. Поэтому важен комплексный подход с привлечением логопедов и докторов разных специальностей.
Современная логопедия располагает эффективными методиками для восстановления речи при различных нарушениях. При грамотно проведенной коррекционной работе большинство пациентов способны вернуть способность четкого произношения и наслаждаться полноценным общением.