История происхождения и особенности тайского танца манора
Примечание. В этом материале мы собрали перевод основных фрагментов статьи "Манора – традиционный тайский танец", которая изначально написана на английском. С её оригиналом вы можете ознакомиться на сайте интернет-журнала Phanganist. Также хотелось бы отметить организацию, которая перевела статью с английского, и питерскую студию танца, которая занималась адаптацией перевода.
Манору или, как этот танец называют в южной части Таиланда, нору (менору) чтили веками и продолжают делать это и по сей день. Дословный перевод маноры – «направляющий мысли».
Манора представляет собой танцевальное представление, задача которого – призвать духов предков, при этом задача танцора – стать проводником между духами и зрителями. Во время кульминации танца, когда произносятся священные молитвы, танцор входит в транс: его телом овладевают духи усопших предков.
Так живые могут общаться с давно умершими близкими, а те – делиться с живыми мудростью и советами. Именно эта вера формирует мост между миром живых и миром духов.
«Пи та Йай» (Pi ta Yai) переводится как «духи праотцов» или «духи предков» и означает «хороших» духов, живущих в царстве небес, но еще не успевших переродиться. Они наблюдают за миром живых, защищают их и могут помочь «добродетельным» или, наоборот, наказать «провинившихся».
По поступкам судят усопшего: если человек жил недостаточно праведно, то он навсегда останется «голодным призраком» и не сможет общаться с миром живых.
Сакральное значение маноры. История
Сотнями лет на юге Таиланда люди жили в единении с природой и миром животных и верили в могущество духов, особенно – духов предков. Эти верования существуют и сегодня.
На юге Таиланда вера в духов так же сильна, как и преданность буддистским (имеется в виду школа Тхеравада), христианским и исламским догмам. Кажется, что с годами древние традиции укоренились еще сильнее. В то время как буддизм зиждется на идеи перерождения, а христианство и ислам могут пугать строгостью, вера в духов, напротив, привлекает мистицизмом и сакральным началом.
Несомненно, зрелищность танца также стала причиной возрожденного интереса к древним верованиям. Причин может быть много, однако интересно понаблюдать, как далее изменится ситуация, учитывая то, что все больше иностранцев из западных стран проявляют интерес к древним знаниям.
В 2006 году антрополог Маттийс Ван де Порт (Mattijs Van de Port) предположил, что возросший интерес к древним духовным практикам обусловлен социальными, политическими и экономическими изменениями Таиланда, происходящими в эпоху информационного века. Сакральные ритуалы и поклонения тем или иным духам удачно вписываются в ежедневную рутину в контексте быстро меняющегося информационного поля. Интернет-пространство стало отличной осязаемой площадкой для распространения различного рода информации о духах и верованиях. Видео с исполнением танца манора отлично вписались в тренд и внесли свой вклад в возрождение интереса к старым традициям.
Консервативный, но до сих пор популярный танец манора и вытекающая из него молитва являются отличным примером того, как сильна приверженность древним традициям у южных тайцев и насколько их не заботит распространение западных религий.
Происхождение маноры
Существует несколько версий происхождения танца.
Согласно одной из них, молодой принц Прасутхон странствовал семь лет, семь месяцев и семь дней, чтобы отыскать свою возлюбленную, которая была наполовину человеком, наполовину птицей, и звали ее Манора. Отсюда и название танца.
Однако существует и другая версия, очень популярная на юге. Жила была принцесса Нуан Тонг Самли, дочь достопочтенного Патталунга. Во сне она увидела танцующих ангелов, после чего она и придумала танец манора.
Еще одна легенда связна непосредственно с самим названием. Слова «нора» в названии «манора» указывает на его буддистко-индуистско-джакартское происхождение. Бытует народное сказание о мифической «Леди белой крови», вынужденной скитаться на бамбуковом плоту в пучине океана. Ее выгнали из дворца после того, как узнали об инцесте между ней и ее братом: принцесса забеременела, когда она и брат учились исполнять танец манора. Принцессу спасла супружеская пара крестьян, после чего она родила сына, Си Сата, которого в дальнейшем она будет учить маноре, чтобы заработать денег. Деньги она пожертвует храму Та Кура (Ta Kura), в котором располагалась статуя Будды.
Танец-молитва манора в южном Таиланде
Существует несколько обрядов проведения священной церемонии в зависимости от цели ее проведения. Можно почтить божественное начало маноры, пышно воздав почести ее первому учителю Кхуну Си Сата или же можно провести очень камерный обряд только для приглашенных членов семьи.
Полный цикл чествований называется «нора рунгкру». Цикл длится три дня. Ради его проведения сооружается сцена, которая демонтируется сразу после проведения всех обрядов. «Нора рунгкру» означает «Манора-сцена-учитель». В течение этой длительной церемонии шаман (Найрунг-Манора) приглашает Нору (дух танца) и других духов присоединиться к ним из мира мертвых, чтобы принять участие в обряде.
Танец, исполняемый проводником, которым завладел дух, так и называется – танец-молитва.
Одни из самых зрелищных исполнений танца можно наблюдать в храмах, где, согласно легендам, обитают предки норы, или в храмах, где располагаются скульптуры, изображающие исполнение маноры. Несмотря на то, что манора всегда была тесно связана с буддистскими храмами школы Тхеревада, и для исполнения маноры необходимо было пройти обучение в одном их таких храмов, настоятели не требуют от учеников придерживаться какой-то определенной конфессии.
Источник статьи и фотоматериалов: Phanganist