Человеческие ошибки в обслуживании оборудования: как сократить количество ошибок
Человеческий фактор подразумевает необходимость учета природных особенностей человека в тех процессах, где он принимает участие, поскольку они тесно связаны с риском возникновения ошибок. В деятельности по ремонту и обслуживанию оборудования человеческие ошибки часто становятся причиной инцидентов, сбоев и аварий, поэтому необходимо стремиться сократить их влияние. О том, как этого можно добиться, поговорим в статье.
Какова роль человеческих ошибок в обслуживании оборудования
Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что в зависимости от отрасли количество отказов оборудования, вызванных человеческими ошибками, может составлять от 40 до 80%.
Ошибки возникают на любых этапах: мониторинга, контроля, управления и принятия решений, проведения работ по техническому обслуживанию. Они связаны с совершением некорректных действий или невыполнением необходимых действий вследствие плохой организации, формальных или устаревших инструкций, сложных задач, тяжелых условий, в которых проводятся ремонтные работы, усталости, недостаточной подготовки и опыта и других факторов.
Ошибочные действия персонала чреваты серьезными последствиями для безопасности других людей и окружающей среды. Кроме этого, они могут привести к большим финансовым издержкам: Международная организация труда оценивает убытки, вызванные человеческим фактором, в 200 млрд долларов ежегодно.
Почему происходят человеческие ошибки
В техобслуживании человеческие ошибки чаще всего обусловлены физиологическими и психологическими факторами, а также избыточными мероприятиями и отсутствием контроля.
Физиологические и психологические факторы
Совершение ошибок относится к естественным свойствам человека, при этом частота появления ошибок во многом обусловлена психофизиологическим состоянием, внешней средой и интенсивностью нагрузок.
Ошибок, связанных с физиологическими и психологическими факторами, невозможно избежать. Они могут быть вызваны:
-
Невнимательностью. Внимание — это направленность сознания на тот или иной вид деятельности. В течение рабочего дня или при плохом самочувствии внимание снижается, поэтому человеку сложнее концентрироваться на выполнении задач и переключаться на решение других проблем.
-
Утомляемость. Утомление представляет собой целый комплекс физиологических изменений в организме, которые снижают работоспособность. Состояние усталости представляет собой одну из главных опасностей, относящихся к человеческому фактору.
-
Особенностями мышления. Ошибки часто вызваны незнанием или забывчивостью. Человек может принимать неверные решения, если у него нет необходимой информации, или из-за неадекватной оценки ситуации, основанной на предвзятости и эмоциях. Бывают и ситуации, когда информация и принятое решение могут быть правильными, а ответное действие характеризуется как ошибочное. Забывчивость может проявляться в случаях, когда человек устал, или долгое время не выполнял какие-либо операции.
Часть ошибок может быть вызвана преднамеренными нарушениями — некачественным исполнением обязанностей, нарушением трудовой дисциплины, проявлениями лени и халатности.
Избыточное обслуживание
Мероприятия, которые проводятся в рамках планово-предупредительных ремонтов, чаще всего оказываются избыточными, в результате чего предприятие несет существенные затраты на техническое обслуживание.
Кроме этого, проведение избыточных сервисных мероприятий часто становится причиной снижения надежности оборудования из-за человеческих ошибок: неправильных работ, несоблюдения технологий сборки и других нарушений.
Чтобы этого избежать, предприятия внедряют риск-ориентированный подход, когда оценивается фактическое техническое состояние каждого агрегата, и сопоставляются издержки на ремонт с затратами, которые понесет компания при возможном выходе оборудования из строя.
Отсутствие контроля
При отсутствии контроля количество человеческих ошибок возрастает, падает качество обслуживания. Постоянные проверки и мониторинг работы специалистов позволяет снизить риски возникновения повторяющихся ошибок, вызванных незнанием или халатностью персонала. Кроме этого, контроль позволяет выявить уже совершенные ошибки и исправить их до наступления неблагоприятных последствий.
Как сократить количество ошибок
Поскольку человеческий фактор нельзя исключить полностью, необходимо научиться им управлять:
-
Назначать задачи в соответствии с квалификацией. Уровень теоретической и практической подготовки сотрудников являются важными составляющими человеческого фактора, существенно влияющего на проблемы безопасности и качества обслуживания. Поэтому необходимо их обучать, а при распределении нарядов — учитывать профессиональные навыки.
-
Контролировать нагрузку. Минимальное количество ошибок возникает при умеренной рабочей нагрузке. Недостаточная, так же как и избыточная нагрузка, увеличивают риск ошибок. В первом случае человек отвлекается от рабочих задач, а во втором — быстрее устает.
-
Создать условия для качественного выполнения работ. Неправильная организация может привести к ошибкам, несмотря на высокую профессиональную подготовку персонала. Если сотрудник не имеет под рукой необходимых инструментов, запчастей или материалов, возникает вероятность, что он будет проводить работы с нарушением инструкций.
-
Обеспечить информационную поддержку. Для проведения качественного обслуживания у специалистов должны быть под рукой подробные инструкции. В противном случае высока вероятность ошибочной последовательности операций или пропуск значимых этапов обслуживания.
-
Проводить анализ. В компании должна быть внедрена система отчетности, позволяющая проводить анализ причин возникновения ошибок, и принимать меры по предотвращению их повторения.
Автоматизация управления техническим обслуживанием как способ сокращения человеческих ошибок
Автоматизация позволяет существенно сократить влияние человеческого фактора на процесс обслуживания и ремонта оборудования. Она подразумевает, что функции по выполнению рутинных операций, анализу больших объемов информации и проведению сложных расчетов выполняются с помощью специального программного обеспечения.
СНАРЯД | FSM — система контроля работы выездных сотрудников и управления сервисным обслуживанием, которая позволяет:
-
обрабатывать входящие запросы на обслуживание, исключая вероятность потери и невыполнения заявок;
-
планировать графики работ, учитывая квалификацию сотрудников, наличие запчастей и другие значимые параметры;
-
равномерно распределять рабочую нагрузку между сотрудниками, избегая авралов и переработок;
-
осуществлять контроль в режиме реального времени и оценивать качество проведенных работ;
-
предоставлять работникам всю необходимую информацию: инструкции, чек-листы, данные об оборудовании и истории его обслуживания;
-
анализировать весь комплекс работ, выявляя человеческие, организационные и другие ошибки.