Методы обучения глухих детей
Эта статья поможет лучше понимать то, о чем пойдет речь в рассказах про школы для глухих и слабослышащих.
На данный момент существует три основных системы обучения детей с нарушением слуха.
1. Устный метод
Этот метод применяется в России. Как можно понять из названия, суть системы заключается в развитии устной речи, как средства общения. Т.е. основной упор на уроках происходит на то, чтобы сформировать у детей устную речь, потребность говорить. Присутствуют различные организационные моменты и фразы: можно войти в класс, я сел(а), у меня работают аппараты, можно мне ответить, я знаю ответ и т.д. Новые слова предъявляются детям устно, письменно, дактилируются. Письменная речь также занимает значительное место в этом методе.
В подавляющем большинстве российских школ для детей с нарушением слуха применяется эта система. У некоторых детей она дает хорошие результаты и позволяет сформировать возможность общаться с другими людьми посредством устной речи. Но для большинства детей, устная речь — недостижимая высота. Они способны достигнуть некоторого звукоподражания, произнесения отдельных фраз и слов, но полностью грамматический строй речи им не поддается. К сожалению, для таких детей устный метод становится автоматическим заучиванием привычных фраз и выражений.
2. Жестовый метод
Этот метод почти нигде не применяется в чистом виде. Когда системы обучения детей с нарушением слуха только начинали развивать, существовали школы, работавшие по жестовому методу. Суть — обучение происходит при помощи только жестовой речи. Устная речь почти не используется. Наравне с жестовой речью используется дактильная речь. Письменная речь является вспомогательным средством. Данный метод более естественный для детей с нарушением слуха, он ими легко принимается.
Минус состоит в том, что, какая бы ни была, устная речь должна развиваться хотя бы немного. Это помогает детям научиться чувствовать вибрацию, наличие и отсутствие звука, ощущать свой голос и развивать ум.
3. Билингвистический метод
В данном подходе к обучению можно увидеть соединение устного и жестового методов. В школах, где дети обучаются по такому методу, есть сурдопереводчики и учителя, владеющие жестовым языком. Обучение происходит с помощью устной и письменной речи, с использованием жестов. Когда ребенок читает слово или предложение, он должен показать его жестом (жестами). Это позволяет педагогам точно знать — понял ребенок прочитанное или услышанное, или нет. Также это позволяет соединять слово и жест, что способствует формированию четкого образа, осознанного понятия. При этой системе детей также обучают устной речи — в детском саду и начальной школе. Но после 4 класса индивидуальные занятия по развитию устной речи прекращаются.
В таких школах у детей есть уроки жестового языка, которые позволяют им освоить структуру их естественного языка, расширить словарный запас.
Чаще всего, уроки делятся на три вида:
— уроки со слышащим учителем, знающим жестовую речь;
— уроки с глухим учителем;
— уроки со слышащим учителем и сурдопереводчиком.
Данная система большей частью применяется в странах Европы и в России почти не используется. Большинство детей показывают действительно хорошие результаты обучения, успешно справляются с экзаменами, поступают в институт.
Но стоит понимать, что все дети абсолютно разные. И каждому необходимо подобрать адекватные его возможностям методы и программы обучения.
Помимо перечисленных существуют более редкие методы, такие как верботональный метод, метод семейного воспитания Р.М. Боскис. О них я постараюсь рассказать позднее.
Записки дефектолога
http://deaf-planet.ru