Почему глухие смотрят мыльные оперы?
Что такое ежедневный досуг? Спорт, чтение, телевизор, гости, разные увлечения… Можно перечислять довольно долго. Каждому свое, но в основном все-таки чтение и телевизор. К сожалению, занятие спортом и хождение в гости за последние годы превратились в редкое явление.
Чтение – самое доступное глухому человеку удовольствие. Казалось бы, чего проще – возьми книжку и читай. Но на поверку оказывается, что подавляющее большинство глухих не читают вообще. Не приучены сызмальства к систематическому чтению. Да и тяжело читать классику. Наша литература всегда казалась им скучной: основная ее тема - это смысл жизни и бытия. А теперь она стала вообще нечитабельной – потеряла интерес на фоне сегодняшней "кипучей" жизни.
Что же тогда читают сейчас наши глухие – массовые читатели?
Да то же самое, что и остальные граждане России (не СССР! Те читали совсем другое!). Детективы, триллеры, любовные романы, желтые газеты типа "Мегаполис-экспресс" одноразовые издания, так сказать. То, что именуется бульварной литературой.
А кино? Ведь для нас стали делать фильмы с субтитрами – можно купить. Но во-первых, надо за ними специально ездить далеко в местные клубы для глухих, во-вторых, сколько кассет может себе позволить средний глухой россиянин? Две, три, пять? Десять уже не получится. Да и удовольствие только на один просмотр. Вот почему наши глухие, как и остальные граждане, заполняют часы досуга телевизором.
И вот возникает вопрос: как они могут смотреть телевизор? Ведь до сих пор повсеместного субтитрования телепередач и телефильмов у нас нет и в ближайшем будущем не предвидится! Вот так и смотрят наши инвалиды по слуху фильмы без субтитров, без перевода, полагаясь на свои домыслы и догадки.
Что же смотрят? В основном боевики, сериалы, особенно латиноамериканские, как это ни странно. Однажды, придя в Мосгорвог, я разговорилась с глухими посетителями о телепередачах и фильмах, о том , кто что смотрит. Разговор вышел долгим, но я так и не поняла - как можно смотреть, к примеру, "Мариелену", там ведь одна говорильня? "Так интересно… Конечно, жалко, что нет субтитров, но все равно очень интересно!", - сказала мне одна глухонемая девушка. А глухая бабушка, сидевшая рядом, перечислила названия мыльных опер, которые обязательно смотрит. "Мариелена", "Тропиканка", "Нежный яд", "Богатые тоже плачут" и еще с десяток названий. "Какие фильмы! Какая красивая жизнь там! Смотрю и утром и вечером", - сказала она.
КРАСИВАЯ ЖИЗНЬ, КРАСИВАЯ СКАЗКА, пусть даже и не твоя. Пусть чужая, далекая, но это и есть то самое, из-за чего глухие смотрят эти бесчисленные и бесконечные сериалы – латиноамериканские, американские и теперь наши. Правда, в наших жизнь-то... Зато когда смотришь, радуешься, что у самого не так плохо. Бывает хуже. Богатым у нас - утюг на пузо и паяльник в задний проход. И никаких денег не захочешь. Здесь тебе не Латинская Америка. Ясно, что у нас богатые плачут еще горше. И не просто плачут, а рыдают. Нет, латиноамериканцы все-таки лучше. И природа, и любовь, и брошенные дети. И плачут покрасивее, чем наши.
Почему раньше никто не стал бы читать и смотреть подобное? Потому что раньше было пусть фальшивое, но светлое будущее. Когда эта советская сказка кончилась, оказалось, что мы жили во мраке и ужасе. И кстати, жили весьма неплохо. Но тогда мы этого не знали. Кто сказал, что стабильность – это не главное? А главное – свобода во всем! Рухнули старые правила, а новых-то мы не создали. Исчезли моральные устои, которые регламентировали нашу жизнь - те же самые, что издавна всегда проповедовала церковь – возлюби ближнего своего, как самого себя, не возжелай имущества чужого, не укради, не убий… Пришло засилие насилия. Грабежи, убийства стали повседневным явлением и в нашей жизни и на экране. И страх стал доминантой нашей жизни. Страх за завтра. Страх потерять работу, страх за детей, страх выйти на улицу. Люди тоскуют по тем временам, когда все было ясно и просто, когда впереди не было разрухи, не было нищеты. Не было у нас богатых, но и бедных тоже. Главной проблемой была пища духовная.
Говорят, что прежние глухие были более развитыми, более культурными. Не знаю, потому что эти же люди теперь читают детективы-однодневки и любовные книжонки. И смотрят фильмы, в которых герои только говорят. Фильмы, которых не понимают.
Это УХОД ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, в которой надо зарабатывать деньги, выживать в этом несимпатичном и жестоком мире, бороться за свои права. Уходя в дешевый, но такой понятный мир одномерных героев, человек забывает о сегодняшних проблемах, которые все равно никуда от него не уйдут. Он занимается своего рода психотерапией, и это безо всяких психоаналитиков и психологов. Только таким образом мы все выдерживаем реалии сегодняшнего дня.
Феномен внезапной массовой любви к дешевым фильмам, дешевым книгам не так прост. Можно сказать – во всем виновата Америка, виноват Запад. Это оттуда хлынули на нас потоки суррогат-культуры, суррогат-еды, суррогат-любви. Мы теряем свою русскую культуру, свою самобытность. Да, в какой-то мере это так. Сегодняшние дети, дети нашего времени, что они читают? "Секретные материалы", написанные убогим, примитивным языком. А между тем это дети вполне культурных людей, которые сами тоже переключились на это чтиво. Если в советские времена люди с сияющими глазами возвращались с очередного кинопросмотра или с книгой, добытой в долгой очереди - тогда книги были большой ценностью, то какие радости достаются нам, живущим в это время?..
Даже любовь как-то потеряла свою актуальность. Слишком много от нее проблем. Завязывать отношения, тратить деньги, время... Мы перенимаем западную культуру, вернее, субкультуру одиночек, нет, волков-одиночек. Живущих сегодняшним днем. И это очень грустно. Потому что не хлебом единым жив человек. Но и не мыльными операми. И глухой человек тоже.