Deafnet.ru - Сайт для глухих, слабослышащих и всех
      
    Закрыть



Премьера! Спектакль «Ночь перед Рождеством» в театре Мимики и Жеста

Наверное, Николай Васильевич Гоголь, опубликовав в 1930 году повесть "Ночь перед Рождеством", знал, что это произведение будет популярно до сих пор через почти двести лет. Сколько уже было сценических вариаций по мотивам этого великолепного повествования! Опера Чайковского "Кузнец Вакула" была. Немой фильм 1913 года был. Мультики были. А уж фильм режиссёра Александра Роу, где чёрта играл Георгий Милляр, кто не знает? Ещё много было разных сценических постановок в самых разных жанрах, вплоть до балета. И вот Гоголь самолично заявился за кулисы театра Мимики и Жеста глянуть, как готовится премьера очередного варианта "Ночи перед Рождеством".

Как известно, "Ночь перед Рождеством" входит в цикл повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки". Украинскую деревню Диканьку знает любой образованный человек в России. И до Диканьки дошёл технический прогресс. Парубки на дивчин любуются не через забор, а через интернет…

Самое магическое место театра - это гримёрка. В заветной комнате происходит преображение самых обычных людей в диковинных персонажей гоголевских фантазии.

Последние моменты последней репетиции под руководством хореографа театра Мимики и Жеста Юлии Чекмасовой. В данном случае Чекмасова выступила не только как постановщик танцев, но и как режиссёр и автор адаптации пьесы.

Встретились Николай Сергеевич с Николаем Васильевичем… Директор театра Мимики и Жеста не упустил случая выразить своё уважение писателю за вклад в мировую литературу и конкретно в репертуар театра. Можно отметить и вклад Сергея Родина, который играет в спектакле не только Гоголя, но и ещё две роли!


И вот Николай Васильевич Гоголь (Сергей Родин) начинает свою повесть,
сразу настраивая зрителя на соответствующий лад...


- Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды.
Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру,
чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.
Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо,
что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты


Общий язык друг с другом нашли ведьма Солоха (Светлана Вакуленко) и Чёрт (Максим Тиунов).
Вот уж поистине, два сапога пара!
Дуэт отрицательных героев получился очень гармоничным и заводным!


Кража века: Чёрт похищает месяц, чтобы погрузить мир во тьму
и лишить очарования рождественского праздника...


А жители не подозревающей ни о чём Диканьки живут своей жизнью.
Пан Чуб бдительно отгоняет от своей дочери кузнеца Вакулу. Ходят тут всякие, понимаешь!


Чёрт устраивает метель, в которой заблудились два закадычных друга -
пан Чуб (Роберт Фомин) и кум Панас (Мударис Музафаров).
Кстати, пан Чуб у Роберта Фомина получился весьма убедительным.
Да и кто другой мог бы лучше сыграть такого тучно-упитанного персонажа,
как не Роберт с его ростом и габаритами?


Кум Панас в метельной круговерти увидел Чёрта и впал в панику.
Чуб пытался его успокоить, но перепуганный приятель стал совершенно невменяемым...


Но вот Чуб и сам увидел Чёрта.
Не дав бедолаге опомниться, бес буквально сдул его со сцены снежным бураном.
В общем, на подмостках развернулась зимняя непогода в духе пушкинских строк:
"Хоть убей, следа не видно.
Сбились мы. Что делать нам?
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет!
Дует, плюет на меня!
Вон - теперь в овраг толкает
Одичалого коня!"

Напомним, что Пушкину очень нравились "Вечера на хуторе близ Диканьки". Великий поэт писал: "Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться!"
Спектакль театра Мимики и Жеста заставляет смеяться и сопереживать героям ещё сильнее.


Любимое занятие Оксаны (Алёна Молоснова) - созерцать себя в зеркало:
- Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша.
Разве чёрные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете?
Что тут хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? И в щеках? И в губах?
Я вижу теперь, что я совсем не хороша! Нет, я хороша!


Кузнец Вакула, улучив момент для свидания со своей зазнобой,
удивляется особенностям женской психологии:
- Чудная девка! С час сидит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и ещё хвалит себя вслух!


При единогласной поддержке своих подруг Оксана выдвигает Вакуле условие:
достать черевички с царицыных ног.
Тогда она, Оксана, согласится выйти замуж за кузнеца!
(Черевички - это старославянский термин, обозначающий кожаную обувь.
В украинском языке до сих пор употребляется слово "чэрэвыки", то есть "обувь")


Дивчинам весело, а Вакула отнюдь не в настроении:
- Нет, не могу; нет сил больше... Прощай, Оксана!
Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь;
а меня не увидишь уже больше на этом свете!


Тем временем в хате ведьмы Солохи принимают прошеных и непрошеных гостей.
Сексапильная колдунья популярна у диканьских жителей мужского пола,
так что в одиночестве она бывает редко. Первым визитёром стал, разумеется, Чёрт.
После танцевального обязательного ритуала уже наметились активные действия,
но тут пришёл ещё один гость, и Чёрта спрятали в мешок...


Озабоченного дьячка (Сергей Родин) преследуют неудачи.
С Солохой ему тоже обломилось: снова в дверь кто-то начал ломиться,
и священнослужитель бросился каяться во всех грехах.
Дорога ему была одна - в мешок Солохи…


Пан Чуб оказался не чужд земных радостей!
Выпитая стопочка горилки, поднесённая хозяйкой,
ещё больше подняла настроение Оксаниного папаши. Аж усищи зашевелились!
Кстати, комичная привычка Чуба то и дело шевелить усами появилась случайно:
актёр Роберт Фомин двигал губами, проверяя, как надёжно приклеены усы,
и обнаружил, что это добавляет красок в забавный образ пана Чуба...


Солоха, если кто не знает - родная мама кузнеца Вакулы! Конечно, она помогла сыночку,
и по её наводке горемычный влюблённый попадает к Пацюку (Сергей Семененко).
Это, пожалуй, самый неожиданный и мистический эпизод спектакля.
Ведь у Гоголя Пацюк, хоть и колдун, но с виду - обычный старый казак-запорожец.
А зрители в театре Мимики и Жеста увидели восточного загадочного мага в маске и с целым гаремом.

Как рассказала режиссёр спектакля Юлия Чекмасова, "Пацюк - это тайна. А таинственность часто связывается с непостижимым Востоком. И для сцены мне захотелось усилить образ Пацюка восточным колоритом".

Получилась великолепная перекличка гоголевской фантасмагорической атмосферы с духом сказок Шахерезады. Откроем маленький секрет: в качестве наложниц Пацюка выступали все актрисы, занятые в других ролях спектакля.


Чёрт вызывается помочь Вакуле в исполнении желаний и пытается заключить с ним договор.
Вакула, к счастью, оказался грамотным:
- "Контракт, по которому одна сторона, ниже именуемая Чёрт, предоставляет другой стороне черевички, стачанные голландским мастером по индивидуальному заказу её императорского величества. Другая сторона, ниже именуемая кузнец Вакула, обязуется предоставить первой стороне собственную душу навечно"...


Вакула внезапно преобразился в "конкретного пацана".
Он  взял Чёрта на гоп-стоп, ухватив беса за хвост:
- Вези меня сей же час на себе в Петербург, прямо к царице!


Царица Екатерина (Юлия Агапова) в своём петербургском дворце чувствует себя комфортно -
при ней всегда раболепный и предупредительный Министр-Администратор (Сергей Родин),
который следит за протоколом и этикетом.


Но два гостя из Диканьки, Чёрт с Вакулой, чтобы произвести впечатление на государыню-матушку устроили натуральный отвязный дэнс-баттл!


В результате танцуют все! В целом, в зажигательную хореографическую композицию были включены такие разностилевые пляски, как украинский гопак, бродвейский джаз, цыганская венгерка, диско и даже французский канкан. За такой невиданный при царском дворе отрыв кузнец получил от восторженной царицы заветные черевички для возлюбленной из далёкой Диканьки


А там, в этой самой далёкой Диканьке,
две подружки-сплетницы (Ольга Чмых и Ани Абрамян) спорили, чья новость вернее:
- Да я тебе объясняю, что Вакула с моста прыгнул в прорубь и утопился. Аж булькнуло!
- Это, кума, у тебя что-то булькнуло. А я тебе говорю, что повесился он.
Во-он на том дубе, что за дальним озером.
- Ой! А что ты там, интересно, делала ночью? На дальнем озере, а?
- Ой! А что, интересно, ты делала на том мосту ночью, а? Что, рыбу ловила, да?


Когда Вакула преподносит Оксане с таким трудом добытые черевички, та признаётся:
- Не нужно мне черевичек, если тебя нет рядом!


"Ночь перед Рождеством" в театре Мимики и Жеста - уникальное и завораживающее зрелище, динамичное, современное, весёлое и не по-детски сказочное. Зрители уходили со словами,
что обязательно порекомендуют сходить на спектакль тем, кто ещё не видел.

Гоголь писал в последних абзацах повести: "Итак, вместо того чтобы провесть, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен". Но обаятельного в своей неудачливой лукавости Чёрта зрительный зал невольно жалел. И поэтому Чёрт вернётся ещё не раз на подмостки театра Мимики и Жеста, чтобы снова и снова безуспешно пытаться объегорить Вакулу. Спектакль стоит того, чтобы сходить на него не один раз и насладиться игрой актёров и эффективными режиссёрскими находками.

06.01.2020
 

 
   © Copyrights. DeafNet.Ru, 1999-2020. Все права защищены.